02.09.2020

Научно практические конференции школьников. Современные проблемы науки и образования. Термины и определения, применяемые в Договоре


1

В статье рассмотрена учебная конференция как одна из форм организации учебных занятий. Отмечено ее отличие от других форм обучения. Указано, что ее можно рассматривать как некую переходную форму организации учебных занятий от уроков к учебным семинарам, основу учебной работы в средней специальной и высшей школах. Обозначена роль учителя, заключающаяся в организации выступлений учащихся, обсуждении их докладов и пр. Каждый учитель, решивший провести учебную конференцию, должен сформировать у учащихся умения и навыки в работе с информационными источниками. В статье представлен анализ этапов формирования умений у учащихся работать с научной литературой и дана характеристика каждого этапа. Отмечено большое значение учебных конференций, заключающееся в активности и самостоятельности учащихся в обучении. Представлена модель учебной конференции, состоящая из трех этапов: подготовительного, реализации и рефлексивно-оценочного. Отмечен результат обучения с использованием учебных конференций: повышение интереса к предметам, качества знаний, развитие мышления.

учебная конференция

образовательный процесс

информационные источники

модель учебной конференции

1. Абышева Н.Ю., Пилипец Т.С., Пилипец Л.В. Использование межпредметных связей предметов естественно-научного (химия, физика) и гуманитарного (иностранные языки) циклов обучения для формирования практических языковых навыков // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2; URL: www..04.2015).

2. Берулава Г.А. Диагностика и развитие мышления подростков. – Бийск: Научно-издательский центр Бийского пединститута, 1993. – 240 с.

3. Даммер М.Д. Приемы и средства систематизации знаний по физике учащихся 7–8-х классов средней школы: Дис… канд. пед. наук. – Челябинск, 1990. – 201 с.

4. Пилипец Л.В., Буслова Н.С., Клименко Е. В., Пилипец Т.С. Становление готовности к исследовательской деятельности: школа-вуз-профессия // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8. Ч. 3.

5. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. I – М.: Педагогика, 1983. – 392 с.

6. Усова А.В., Завьялов В.В. Учебные конференции и семинары по физике в средней школе. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1975. – 121 с.

Учебные конференции учащихся являются одной из форм организации учебных занятий, возникшей в 1960-х гг. Первые работы, в которых освещается опыт проведения таких конференций, датируются 1962-1964 гг. Учебная конференция как форма учебной деятельности имеет довольно много общих точек соприкосновения с уроком, хотя и характеризуется некоторыми особенностями. Такого рода конференции проводят по расписанию как урок, групповая работа класса сочетается с индивидуальной работой учащихся, руководящая роль во время учебно-воспитательного процесса сохраняется за учителем-предметником.

Отличие учебных конференций заключается в том, что все новые знания учащимися получены из различных научно-литературных источников, с которыми они работали при подготовке к уроку-конференции самостоятельно, а также из докладов, с которыми выступают на конференции другие учащиеся. Роль учителя заключается в организации выступлений учащихся, обсуждении их докладов, а также внесении дополнений и уточнений

в том случае, если это не сделано самими учащимися во время прений по теме выступления. Учитель обобщает результаты конференции, оценивая работу каждого выступившего на конференции с докладом и класса в целом, не обходя вниманием и отдельных учащихся, вносивших дополнения к выступлениям.

Каждая учебная конференция обладает образовательным значением. В процессе подготовки к ним каждый участник приобретает навыки и умения. Они связаны с самостоятельной работой и информационными источниками, их анализом и обобщением, работой с приборами и материалами, приобретением опыта публичного выступления, направленного на овладение правильной научной речью, и пр.

Все это способствует выявлению профессиональных склонностей и интеллектуальных способностей учащихся, развитию у них интереса к различным научным знаниям, что имеет положительное значение в развитии инициативы, активности и самостоятельности, в воспитании у них чувства ответственности перед ученическим коллективом.

Учебные конференции можно рассматривать как некую переходную форму организации учебных занятий от уроков к учебным семинарам, основу учебной работы в средней специальной и высшей школах. Такая форма работы требует от учащихся определенных знаний, умений и навыков, прежде всего - самостоятельной работы. Поэтому следует ее начинать не ранее чем в VIII классе общеобразовательной школы. К примеру, уже к окончанию VII класса возможны лишь краткие выступления учащихся по некоторым вопросам на отдельных уроках и может быть начата работа по написанию эссе.

Но даже в VIII классе не следует спешить с началом проведения учебных конференций. В течение всего первого полугодия следует только начинать формирование у учащихся первоначальных умений в работе с научно-популярной литературой,- при этом используя не более одного задания, а также - в подготовке сообщений и докладов для традиционных уроков с выступлениями по отдельным вопросам перед учащимися своего или нескольких классов. Наиболее удачным периодом проведения учебных конференций является четвертая четверть учебного года: к этому времени учащиеся уже приобретут первичные знания, умения и навыки самостоятельной работы с различной литературой.

При определении тематики учебных конференций необходимо исходить из педагогического анализа особенностей конференции как формы организации учебных занятий и психологического анализа особенностей и значения первичного восприятия учебно-познавательного материала.

Следовательно, на учебную конференцию нецелесообразно выносить первичное изучение каких-либо явлений, свойств тел, законов и теорий. Не следует на них выносить также материал, связанный с первичным формированием понятий. При изучении этих вопросов нужна большая гибкость в применении и сочетании разнообразных методов и приемов работы, способов руководства умственной деятельностью учащихся. Это возможно осуществить только на уроке, где в соответствии с поставленной учебной задачей могут быть использованы- беседа или рассказ учителя, самостоятельная работа с учебником и иные формы учебной работы.

На учебных конференциях целесообразно обращать внимание на более «широкие» и обширные вопросы. К ним можно отнести истории открытий и изобретений, которые знакомят учащихся с открытиями в науке и технике, технологическими процессами. Такие вопросы учащиеся могут разобрать самостоятельно.

В этом и заключается значение любой учебной конференции - происходят уточнение и конкретизация уже изученных на уроках понятий, систематизация и обобщение знаний учащихся.

Сложность проведения учебных конференций в общеобразовательной школе заключается в том, что от учащихся требуются определенные знания, умения и навыки самостоятельной работы с научной и дополнительной литературой. При отсутствии такого рода умений и навыков использование указанных форм организации учебных занятий малоэффективно: учащиеся расходуют много времени на подготовку докладов и сообщений, не всегда достигая при этом необходимых положительных результатов. Поэтому каждый учитель, решивший провести учебную конференцию, перед ее проведением должен сформировать у учащихся умения и навыки в работе с информационными источниками. Учащиеся должны приобрести первоначальные умения самостоятельной работы с учебной, дополнительной и научно-популярной литературой, понимать смысла читаемого текста, уметь выделять в тексте основное (например, основные свойства тел, сущность законов, черты сходства и различия явлений, принцип устройства и действия приборов и т.д.); при этом уметь:

1) самостоятельно разбираться в выводах математических, физических, химических и других формул, выражать аналитически связи явлений и величин, которые их характеризуют;

2) использовать схемы, таблицы, графики, рисунки во время выступления;

3) логично и последовательно излагать проанализированный материал своими словами;

4) пользоваться оглавлением и именным указателем;

5) работать с каталогом и составлять библиографию по интересующему вопросу.

Самое сложное из умений в работе с учебной литературой для учащихся - это умение выделять в тексте главную мысль, находить наиболее существенное из всего найденного самими или предложенного учителем источника. Выработка этого умения у учащихся для учителя представляет одну из наиболее трудных дидактических задач. Поэтому целесообразнее к решению этого вопроса подойти на основе структурного анализа любого учебного предмета школы, выделения основных его структурных элементов, определяющих специфику их содержания.

Основные вопросы, которые учащиеся должны научиться выделять в учебнике, определяются в соответствии с содержанием учебного предмета и самого учебника.

Согласно мнениям таких исследователей-методистов, как А.В. Усова, В.В. Завьялов , следует научить учащихся различать главное в прочитанном тексте, уметь пересказать его своими словами и на основе работы с несколькими источниками сделать обобщение. Данная работа подразумевает шесть основных этапов, каждый из которых имеет свои дидактические задачи, цель и содержание.

1-й этап (по времени) относится к первому году обучения определенного предмета и подготовке к учебной конференции. Задача его заключается в том, чтобы выработать у учащихся умение выделять главное в предложенном несложном тексте (включающем вопросы какого-либо одного вида, например о физическом законе, приборе, технологии, видовременной конструкции предложения и др.). К тексту даются контрольные вопросы, которые ориентируют учащихся на выделение наиболее существенного (например, существенных признаков явлений, описания принципа действия прибора, правильности построения предложения, составления монолога или полилога и т.д.). Наряду с вопросами такого рода учащимся предлагаются вопросы, цель которых - научить их умению читать рисунки, схемы, чертежи, а также умению работать со справочным материалом.

Постановка перед учащимися контрольных вопросов - важный аспект в каждой учебной работе - способствует не только более глубокому усвоению материала, но и более прочному сохранению его в памяти учащихся. Объясняется это тем, что постановка контрольных вопросов, выполняющих роль опорных пунктов, повышает познавательную активность учащихся, ориентирует ее на выявление смыслового содержания запоминаемого учебного материала.

2-й этап связан с формированием умения работать с учебной и научной литературой, в том числе научить учащихся самостоятельному поиску в тексте основного (главного) материала без контрольных вопросов.

При этом для учащихся следует создавать такие условия, при которых им предоставлялась бы возможность чаще выражать свои знания в устной и письменной речи. Разработка примерных планов построения устных ответов (например, о явлениях, закономерностях, законах и теориях, о физических величинах и принципе действия приборов, составление рассказов, описаний и т.п.) во многом способствует решению этой педагогической задачи .

3-й этап призван закрепить у учащихся навыки самостоятельного определения типа текста, выделения основных вопросов, построения плана ответа. В результате должна повыситься культура ответов учащихся. Они начинают более внимательно слушать ответы своих товарищей, так как эти ответы становятся богаче по содержанию и эмоциональнее по форме. В конечном итоге это способствует активизации познавательного интереса учащихся самого учебного процесса. Овладение обобщенными планами построения ответов приводит к тому, что в дальнейшем учащиеся начинают применять их в работе не только с учебной, но и с научно-популярной и другой литературой, не только в школе, но и по окончании ее в своей работе по самообразованию .

4-й этап направлен на приобретение навыков самостоятельной работы с комбинированным текстом, который включает в себя вопросы нескольких видов (например, о явлениях и величинах, их характеризующих, закономерностях, о принципе действия прибора и областях его применения, возможности применения различных видовременных форм глаголов в тексте и т.д.). Дидактической задачей этого этапа является научить учащихся анализировать текст; разделять текст на две или несколько смысловых самостоятельных частей; выделять главное в каждой части и уметь составлять план ее ответа.

Этот этап обучения завершает формирование умений и навыков самостоятельной работы с информационными источниками. Но этот процесс продолжается в старших классах в написании учащимися эссе, сочинений, рефератов, подготовке к учебным семинарам.

5-й этап представляет формирование у учащихся первоначального умения самостоятельно работать с научно-популярной литературой, которая представляет собой промежуточное звено между научной и учебной литературой. Особенность этого этапа - выведение учащегося за рамки школьных учебников. Изучаемый в школе учебный материал в научно-популярной литературе представлен более полно на основе современных научных представлений - в ней описываются и те явления, которые еще не стали достоянием школьных учебников вследствие того, что они либо недавно открыты, либо еще не изучены в достаточной мере.

Содержащийся в научно-популярной литературы материал в должной мере не обработан методически так, как это делается в учебных пособиях для учащихся школы. Вследствие этого использование такой литературы имеет свои специфические трудности и требует специального обучения. Дидактическая задача этого этапа заключается в том, чтобы научить учащихся работать с одним дополнительным источником (это могут быть одна газетная или журнальная статья, отдельные параграфы в научно-популярной брошюре, в детской энциклопедии, справочнике, словаре и т.п.).

6-й этап - заключительный. Его задача - научить каждого- учащегося работать одновременно с несколькими дополнительными источниками, сравнивать изложение одних и тех же вопросов в различных источниках и на основе этого самостоятельно делать выводы и обобщения. Эти задачи решаются на старшей ступени обучения общеобразовательной школы, что связано с умением каждого учащегося правильно написать реферат и подготовиться к учебным семинарам. При организации самостоятельной работы учащихся с учебной и дополнительной литературой исключительное значение имеет четкая постановка задач работы, разъяснение цели, с которой она предлагается.

Таким образом, учебная конференция представляет собой одну из перспективных форм организации учебного процесса. Ее главная цель - развитие личности. Учащиеся приобретают функциональные навыки исследования, происходит развитие способностей к исследовательскому типу мышления. При получении субъективно новых знаний происходит активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

Представленная модель учебной конференции направлена на создание условий, при выполнении которых такая форма организации учебного процесса способствует развитию творческого, исследовательского потенциала учащихся (рис. 1).

Данная модель направлена на повышение интереса к предмету, качества знаний, развитие мышления учащихся. Она состоит из трех этапов и представлена готовностью учителя и учащихся к обучению, структурой предъявления и выполнения работы по подготовке сообщений, докладов, приемами их выполнения, а также существующими между элементами учебного процесса связями. Условное название этапов: подготовительный, реализации, рефлексивно-оценочный.

Первый этап - подготовительный - характеризуется готовностью учителя и учащихся к проведению и участию в конференции. Реализация данной цели осуществляется путем анализа учебного материала; определения целей; разработки тем докладов; разработки плана занятия; выбора места и времени проведения конференции; подготовки опытов, дидактического материала; поиска и составления вопросов, заданий для учащихся.

Применение модели возможно при готовности учащихся к такому обучению.

Рис. 1. Модель учебной конференции

В работе Г.А. Берулавы говорится о том, что подростковый возраст характеризует качественно новую ступень в развитии интеллекта и стимулирует развитие мышления. Подростковый период знаменует переход к мышлению в понятиях, характеризует новую форму интеллектуальной деятельности. Мышление в понятиях приводит прежде всего к вскрытию внутренних связей окружающего мира, к познанию его закономерностей. Поэтому были выделены элементы готовности учащихся к проведению таких уроков с различных точек зрения физиологии, психологии , учебной деятельности.

Реализующий этап со стороны учителя характеризуется способами предъявления учебного материала; структурой деятельности при подготовке выступлений. Со стороны учащихся: способами реализации предъявления материала; структурой деятельности при выступлении.

Рефлексивно-оценочный этап со стороны учителя характеризуется анализом и оценкой результата обучения со стороны учителя (планирование способов проверки выступлений, обнаружение и определение способов исправления ошибок, консультации и пр.) и рефлексией со стороны учащихся. Результатом такого обучения является повышение интереса к предмету, повышение качества знаний, развитие мышления.

Таким образом, учебная конференция способствует активности и самостоятельности учащихся в обучении. Они приобретают навыки предъявления результата интеллектуальной деятельности в виде публикации, выступления, представления изобретения. Все это способствует становлению будущего исследователя .

В то же время учебная конференция предоставляет возможность приобрести навыки ведения дискуссии и публичного выступления. Учебно-воспитательное значение таких занятий помогает увидеть учащимся результаты своей работы. Преимущество учебных конференций заключается в развитии коммуникативных компетенций учащихся, мышления, в формировании исследовательской культуры. В то же время подготовка и проведение учебных конференций дает возможность профессионального роста учителя.

Рецензенты:

Даммер М.Д., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск;

Шефер О.Р., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.

Библиографическая ссылка

Пилипец Л.В., Абышева Н.Ю. УЧЕБНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21554 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
      Компании, организующие конференции, преследуют разные цели. Для кого-то это основной бизнес, кто-то позиционирует себя как лидера индустрии, и конференция закрепляет за ним этот статус, некоторые рассматривают конференцию как важную составляющую традиций компании. И все же, при разбросе целей, ни один организатор не хочет провалить свою конференцию, не хочет, чтобы она получилась скучной и собрала мало участников. Поэтому в своей статье я буду исходить из общих для всех задач — выгодно продать свое мероприятие и провести его качественно, на высоком уровне.

Как правило, компания берется за организацию делового мероприятия, когда, во-первых, появляется актуальная проблема, волнующая ее целевую группу, и, во-вторых, эта целевая аудитория сконцентрирована и достижима (то есть компания обладает необходимой базой данных).

В самом широком смысле конференция представляет собой микс из четырех составляющих:

  • информации о состоянии отрасли (аналитики, прогнозов на будущее, законотворческих инициатив);
  • возможностей для контактов с коллегами, экспертами, представителями властных структур, потенциальными клиентами, поставщиками и партнерами;
  • практического опыта компаний;
  • материалов конференции (сборника докладов, аналитических отчетов, тематических изданий, списка участников).

Процесс подготовки крупного отраслевого мероприятия занимает от четырех месяцев до года. Структурно в нем можно выделить несколько ключевых этапов, на каждом из которых организатора могут поджидать подводные камни:

  1. Определение тематики будущего проекта и его целевой аудитории.
  2. Детальная разработка программы, приглашение спикеров.
  3. Продвижение конференции через различные каналы — СМИ, продажи.
  4. Организация (выбор площадки, обеспечение питанием, оборудование).
  5. После конференции — информационная поддержка делегатов, публикации о событии.

Важнейшую роль играет определение темы будущего мероприятия. Если ошибиться на этом этапе, вся дальнейшая блестящая организация и талантливые менеджеры по продажам не сделают конференцию значимым событием, собравшим ключевых игроков отрасли.

Выбирая тему, протестируйте ее по нескольким параметрам. Поставьте галочку, если ваш ответ «Да»:

  • У вас есть база контактов вашей целевой аудитории?
  • Мероприятия подобной тематики уже имели успех в вашей компании, в конкурирующей компании или за рубежом?
  • Вы получили позитивную оценку темы от нескольких внешних экспертов отрасли?
  • Вы получили позитивную оценку потенциальных участников конференции?
  • В этот период нет серьезной конкуренции среди мероприятий подобной тематики?
  • В ходе опроса вы нашли людей, желающих выступить и соответствующих по своей квалификации уровню конференции?

Чем больше положительных ответов, тем больше шансов реализовать успешный проект.

Тема конференции должна быть многогранной, затрагивать интересы всех участников рынка, а событие — состояться в «правильное» время. Самый удачный период для проведения мероприятия — это время внесения изменений в законодательство и государственную политику в определенном секторе экономики. Так, кардинальные изменения в 4-ой части Гражданского Кодекса РФ в этом году способствовали успеху конференций «Защита авторских и смежных прав: актуальные вопросы» и «Защита товарного знака» из цикла «Интеллектуальная собственность».

На первоначальном этапе записывайте все самые дикие и неожиданные идеи, не раздумывая. Группируйте их вокруг центральной идеи: кто знает, может быть именно одна из них станет изюминкой вашего проекта и выделит его из десятков других профессиональных мероприятий?

Контент и «звездные» спикеры — ключ к успеху

Если вы когда-либо принимали участие в конференциях, вы знаете, какая самая распространенная жалоба среди делегатов: «содержание доклада было откровенно рекламным, мало конкретных данных и цифр» ! Даже привлекая к выступлению топ-менеджера крупнейшей международной корпорации, есть опасность, что весь доклад сведется к рассказу о том, какая это хорошая и крупная компания. Задача руководителя проекта — донести до спикера, что он рассказывает не о себе, а о том, что интересно аудитории, иначе можно потерять интерес и доверие участников конференции.

Грамотная программа конференции строится по нескольким основным принципам:

  • от теории и общего видения к case studies;
  • строго по спланированному времени;
  • от макросектора к микросектору (или от проблемы отрасли к проблемам участников рынка);
  • от сценария к дебатам и дискуссиям.

Как продвигать конференцию?

Когда сформирован продукт, задача маркетолога — проинформировать о нем целевую группу. Конечно, идеально заручиться поддержкой общефедеральных СМИ. Однако при этом нужно помнить, что добиться такой поддержки бывает сложно, трудозатратно и дорого. Иногда гораздо проще достичь целевой аудитории за счет донесения информации о мероприятии через профессиональные отраслевые издания, которые наверняка читает ваш клиент.

С одной стороны, инструментарий для продвижения конференции достаточно скуден. Все ограничивается инструментами прямого маркетинга. С другой стороны, восприятие инструментов и отклик на различные методы постоянно эволюционируют. Думаю, на страницах журнала «Маркетинг Менеджмент» не раз говорилось об общемировой тенденции — персонализации продаж. Эта тенденция заставляет организатора постоянно инвестировать в базы данных, скрупулезно персонализировать информацию, мониторить отклики по всем каналам продвижения, а также вкладывать деньги в новые технологии — чтобы для продвижения использовать именно те источники, через которые ЦА привыкла получать информацию о тенденциях рынка.

Важна также грамотная комбинация всех источников. Отклик на продажи и продвижение зависит не только от плана продвижения и продаж, но и от органично выстроенной ценовой политики. Так, объявляя скидку в 25% за раннюю регистрацию, мы должны удостовериться, что за две недели до окончания указанного срока делегат получит эту информацию по всем источникам. Это позволит получить до 40% поступлений за 10 недель до начала мероприятия.

Один из самых эффективных способов привлечения делегатов бизнес-конференций — прямые продажи. Роль профессионального менеджера по продажам по телефону сложно переоценить при продвижении конференций. Мы в Infor-Media много вкладываем в обучение, мотивацию и удержание сотрудников, ведь рост опыта влияет на объемы продаж. Поэтому структура департамента у нас построена так, что менеджеры специализируются на определенных сегментах рынка: недвижимости, телекоммуникациях, логистике, финансах, маркетинге, налогах и праве, нефти и газе.

Все это обеспечивает хороший сервис, а для любой компании-организатора сервис — одно из важнейших конкурентных преимуществ.

Креативность в организации проекта

Топ-менеджеры и специалисты компаний устали от череды однотипных мероприятий, поэтому можно и нужно разнообразить формат вашего события за счет включения в расписание параллельных сессий, круглых столов, присуждения профессиональных премий, экскурсий. Например, интересным решением конференции «Работа управляющей компании на объекте коммерческой недвижимости» стало посещение московского торгово-делового центра «Новинский бульвар, 31». А на международной конференции GSM Russia была организована неформальная дискуссия представителей трех крупнейших российских операторов сотовой связи: «МТС», «МегаФона» и «Вымпелкома». Они сидели на сцене в креслах за журнальным столиком с букетом цветов, что создавало совершенно нетипичную для подобных мероприятий атмосферу и способствовало диалогу участников.

Очень важно организовать общение делегатов и спикеров. В программе конференции должно быть запланировано достаточное время для дискуссий, формального и неформального общения. Интересно, что предпочтения аудитории конференции меняются в зависимости от отрасли: так, финансистов и юристов прежде всего интересует контент мероприятия, актуальное содержание и практические кейсы, в то время как для специалистов телекоммуникационного рынка очень важны неформальная часть конференции, живое общение с коллегами по цеху во время кофе-пауз, фуршетов и дискуссий.

Стремление идти в ногу со временем заставляет включать новые опции в пакет делегата: так, недавно была введена в эксплуатацию система Expoconnection, позволяющая делегатам еще до конференции назначать и согласовывать время встреч с интересным собеседником. Мы ведь часто видим, как участники конференции здесь же заключают между собой сделку. В таких случаях делегатам можно предложить специальные переговорные комнаты.

Расширение возможностей, предоставляемых делегатам на конференции — вопрос профессионализма и изобретательности организаторов. Это может быть подборка и продажа книг по темам события, аналитические отчеты и тексты законов в папке делегата, CD, SMS-вопросы докладчикам и многие другие опции, соответствующие формату и статусу мероприятия.

Несмотря на то, что профессиональный конференционный бизнес зародился в нашей стране не более десяти лет назад, я оцениваю его будущее весьма и весьма позитивно. Сейчас объем рынка деловых мероприятий и конференций в России освоен не более чем на 15-20%, при этом рост количества событий, несомненно, будет сопровождаться повышением их качества и результативности.

Версия для печати

Школьная конференция как метод стимулирования познавательной активности младших школьников

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Организация: МБОУ №14

Населенный пункт: Хабаровский край, г. Хабаровск

Переход на новые стандарты предполагает «формировать у учащихся целостную совокупность личностных образовательных результатов посредством включения школьников в процедуры понимания, проектирования, коммуникации и рефлексии».

В связи с ФГОС НОО необходимо осуществлять компетентностный подход в образовании. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной работе, своего рода самообразования.

Одним из видов творческого отношения к возникающим проблемам является исследовательская и проектная деятельность младших школьников, порою представленная реферативно. Ведь младшие школьники не решают пока научных проблем, в своих исследованиях они ищут ответ на детские «почему».

Итогом работы учащихся является проведение школьной конференции.

И для педагогов одной из форм осуществления ранее сказанного является организация в школе ежегодной учебной конференции.

Конференция (лат. собрание в одно место) — собрание, совещание представителей каких-либо организаций, групп, государств, а также отдельных лиц, ученых для обсуждения определенных вопросов.

Научная конференция – форма организации научной деятельности, при которой исследователи представляют и обсуждают свои работы.

Идея проведения школьной конференции далеко не новая. Значимость конференции в школьной жизни и ее организация уже описаны в современной литературе. А вот проведение конференций в младшей школе явление молодое, связано оно именно с появлением стандартов.

В Хабаровске этому направлению уделяется достаточное внимание на протяжении последнего десятилетия: проводится конкурс «Мое первое исследование», в НПК учащихся города включена секция по робототехнике для учащихся 2-4 классов, есть опыт проведения краеведческой конференции для младших школьников.

В педагогике конференция (учебная) – организационная форма обучения, направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний.

Ученическая конференция — комплексная форма организации и подведения итогов самостоятельной целенаправленной деятельности учащихся (индивидуальной, групповой, коллективной, под руководством педагога, организуемая совместными усилиями педагогического коллектива и школьной ученической организации). Это необязательно внеклассное мероприятие. В форме конференции может быть проведен урок по результатам изучения крупного раздела курса или как итоговое занятие.

Пользуясь этим знанием, можно определить функцию ученической конференции в начальной школе:

  1. Организация и проведение ученической конференции является эффективной формой профессионального роста учителя (они руководят работой секции, организуют и направляют в необходимое русло дискуссию, помогают ученикам при подготовке докладов).
  2. Формируется новое педагогическое общение – творческое сотрудничество учителей и учащихся, создается атмосфера сотворчества.
  3. Конференция стимулирует развитие познавательного, научного и творческого потенциала школьников.
  4. После конференции появляются новые интересные идеи.
  5. Конференция дает детям возможность предъявить результат своей деятельности публично.
  6. Конференция способствует развитию навыков публичного выступления.
  7. Конференция позволяет ребятам воспитывать личностные качества — умение быть убедительным, высказывать свое мнение
  8. Психологи утверждают, что научно-исследовательская деятельность повышает стрессоустойчивость, способствует эмоциональному благополучию.
  9. Подготовка к конференции улучшает коммуникативные навыки, раскрывает творческие способности, формирует чувство ответственности и самостоятельности.
  10. Научно-исследовательская деятельность учащихся и учителей, ярко представленная на конференции, создает в учебном заведении новую образовательную среду, является важнейшим фактором развития школы как современного учебного заведения.

Таким образом, конференция выгодна всем – ученикам, педагогам, администрации.

Искусство конференции, ее учебно-воспитательное значение состоит в том, чтобы сделать результаты работы учащихся зримыми, ввести знания и умения в новый социально-познавательный контекст и тем самым активизировать дальнейший ход учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, ученическая конференция является перспективной формой организации учебного процесса. Основная особенность исследования в образовательном процессе — то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке.

Конференция в начальной школе проходит в виде ролевой игры, где ученики-участники конференции играют роли молодых ученых, а педагоги – профессоров, ученики-слушатели могут играть разные роли, например, быть простыми обывателями, критиками или оппонентами.

Не стоит забывать и о работе со слушателями. Ведь не только докладчики, но и слушатели становятся участниками конференции, также приобретая значимый опыт. Ведущему необходимо организовать работу «с залом».

После каждого выступления классу предложить обратиться к выступающему с вопросами, внести исправления и дополнения. Желательно, чтобы в процессе прослушивания сообщений слушатели записывали темы, основные положения. Это способствует повышению внимания к докладу.

Повышению внимания способствует также постановка докладчиком 1–3 вопросов классу по содержанию прослушанного. За правильный ответ ученик получает фишку. По количеству набранных фишек определяем самого активного и внимательного слушателя. Кроме этого повышается ответственность учащихся за работу на конференции и контроля над уровнем усвоения обсуждаемых вопросов.

Слушатели перед началом конференции получают карточку, где должны указать фамилию ученика, который, с их точки зрения, сделал самое интересное сообщение. Таким образом, определяем лучшего докладчика.

Для первого опыта проведения конференций важно привлечь школьников и поощрить их за работу. Итоги можно подвести по номинациям:

  • «Актуальность и практическая значимость работы»
  • «Исследовательский характер работы»
  • «Культура оформления работы»
  • «Логичность изложения материала»
  • «Приз зрительских симпатий»
  • «Логика изложения материала»
  • «Самая оригинальная работа»

Следовательно, и ученическая конференция отличается от конференции научной тем, что выполняет обучающие, развивающие и воспитывающие функции. Поэтому и требования к ее содержанию и форме проведения не могут точно копировать “взрослую” конференцию, однако могут быть организованы по ее типу, с соблюдением этапов.

Подготовительный этап. Технически организация любого мероприятия начинается с подготовки, когда нужно определить:зачем мы проводим мероприятие? зачем люди принимают в нем участие? какие последствия для социума могут иметь обсуждаемые вопросы? Ответив на эти вопросы, следует разработать концепцию конференции и спланировать мероприятие.

Как организовать конференцию?

Составляя план важно определить следующие моменты:

  • формулирование целей и задач мероприятия для участников;
  • определение даты проведения конференции и соотнесение ее с планом работы школы;
  • согласование плана с коллегами, приглашенными участниками конференциями;
  • учет ресурсов (временных, информационных, кадровых, финансовых, технических);
  • составление календарного плана подготовки конференции;
  • составление сценария мероприятия.

Основной этап . Накануне конференции необходимо проверить подготовку (оформление места проведения, работоспособность оборудования, организация аудитории, сбор необходимой документации, такой как протокол, лист регистрации, папка участника).

Важным этапом конференции является пленарное заседание – наиболее представительная часть конференции, на которую выносятся основные доклады, происходит отчет руководителей секций, принятие общих решений (резолюций). Пленарное заседание открывает и заканчивает работу секций.

На секции выносятся доклады, объединенные определенной тематикой. От руководителя секции зависит, как будет проходить обсуждение работ. Его задача – выступать в качестве организатора общения. Руководитель вовлекает в диалог докладчика и слушателей, формируя тем самым важные коммуникативные навыки, выполняя важную функцию обучения участников. Его позиция должна быть неизменно доброжелательной. В то же время на него возлагается задача соблюдать регламент выступлений.

Выставка. На выставке могут быть представлены программы работы секций методические разработки и рекомендации учителей, также материалы ученических исследований, сопутствующие конференции мероприятия (конкурсы, анкетирование).

Рефлексия — этап на котором, участники конференции высказывают свое отношение к мероприятию, происходит обсуждение с целью обобщения идей и мнений участников обсуждения.

Анализа и оценки качества конференции. После завершения работы конференции необходим анализ мероприятия, учет всех его сильных и слабых сторон, который проводится по следующим позициям:

  1. Статистический анализ состава участников.
  2. Фотоотчет о мероприятии.
  3. Размещение материалов конференции и отчета о ней на сайте образовательного учреждения.
  4. Подготовка наградных материалов.
  5. Анализ проекта конференции с точки зрения организации и рекомендации для следующего мероприятия (“разбор полетов”).
  6. Издание сборника материалов конференции.

В заключении следует оценить конференцию по следующим критериям:

  1. Мотивационный: непосредственный интерес, проявляемый в ходе конференции; активность участия во всех программных мероприятиях конференции; положительная обратная связь. Определить значение показателей можно, анализируя отзывы, анкеты, применяя метод наблюдения.
  2. Деятельностный: владение навыками публичного выступления, навыками проектной и (или) исследовательской работы. Для определения эффективности показателей в секции работает жюри.
  3. Когнитивный: качество выполненной работы с точки зрения исследования, а также уровень самостоятельности работы. Анализ докладов учащихся раскрывает этот критерий.
  4. Методический: взаимодействие взрослой и детской аудитории, уровень подготовки и проведения конференции. Здесь также анализируются анкеты обратной связи (с педагогами, детьми), наблюдение, анализ программы конференции.

Вместе с тем, существует ряд проблем, возникающих при организации и проведении ученических конференций: неопределенность статуса ученической конференции, непонятность требований, отсутствие общепринятых взглядов на характер ученических работ, отсутствие нормативно-правового обеспечения конференции.

Чтобы эти проблемы сузить, следует определить особенности школьной конференции:

  1. Школьные конференции предполагают организацию поисковой познавательной деятельности школьников, поэтому они привлекают, как правило, наиболее одаренных, творческих учащихся.
  2. В теме конференции и ее содержании должен присутствовать проблемный подход
  3. Конференции с должна отвечать на вопросы, которые возникают перед учащимися в повседневной жизни.
  4. В подготовке докладов к конференции учащиеся должны использовать исследовательские методы обучения: исследовать объект (карту, предмет), чтобы определить его содержание, изучить научную литературу (детские энциклопедии, специальные издания для детей), провести практическое исследование (опыт, разработать проект).
  5. Конференция может быть организована по нескольким секциям.
  6. Участие в конференции должно быть с согласия ребенка.

Конференция школьников – это возможность для ученика, и для учителя раскрыть себя, расширить свои знания и получить опыт личностного общения, а для педагога также и дополнительная возможность стимуляции познавательной активности учащихся.

Источники:

  1. Терещенко Е.В.

    Ученическая конференция как перспективное средство развития познавательной активности младших школьников — http://festival.1september.ru/articles/634863/

  2. Осичкина Л.А. Школьная учебная конференция повышает эффективность урока – http://festival.1september.ru/articles/611131/
  3. Мазакова С.И., Старикова О.В. Проведение научно-практической конференции в начальной школе (из опыта работы) — http://festival.1september.ru/articles/505488/
  4. Черненко Т.В. Школьная естественнонаучная конференция в гимназии как одна из форм работы учителя по новым стандартам (опыт работы) — http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/78-fgos2/4630-2014-02-11-12-46-50.html
Опубликовано: 20.04.2016

ВАЖНО: для нормальной работы в «Конференции» необходимо разрешить выполнение JavaScript в браузере

Регистрация в «Конференции»

Чтобы писать сообщения в «Конференции», необходимо зарегистрироваться . Для этого нажмите кнопку «Войти» на любой из страниц, затем в появившемся окне нажмите «Регистрация нового пользователя», далее действуйте в соответствии с подсказками; введите желаемый логин (ник), пароль и свой e-mail, нажмите кнопку «ADD».
После этого на указанный при регистрации е-мейл придет инструкция, действия по которой надо выполнить в течение 24 часов , иначе регистрация будет отменена.

К сожалению, сервис UKR.NET может не принимать почту, отправленную со СтартКопи, считая ее спамом, поэтому у владельцев почтовых ящиков @ukr.net возможны проблемы с регистрацией в Конференции; в таком случае им следует обратиться в администрацию UKR.NET либо завести почтовый ящик в другом сервисе.

Но сразу после этого работать в «Конференции» будет нельзя – регистрация должна быть подтверждена администратором, а это может быть сделано с задержкой (от нескольких часов до нескольких суток; вы получите извещение на е-мейл).

Как подготовить и провести конференцию

Такая схема выбрана по разным причинам – и для того, чтобы исключить регистрацию непристойных ников, и чтобы оградить «Конференцию» от людей, которым и надо-то задать один-единственный вопрос (но срочно! и настолько срочно, что даже нет времени воспользоваться поиском); зато людям, настроенным на долгую и серьезную работу в «Конференции», задержка регистрации помехой не будет.

Участник, забывший пароль, может получить напоминание на e-mail, указанный при регистрации, для чего надо ввести свой ник с пустым паролем и далее действовать по инструкциям на экране; можно также изменять свой пароль. Участник должен сохранять пароль в тайне от других людей: претензии на тему «Кто-то вошел с моим ником, нахулиганил, получил наказание, и теперь я не могу подавать сообщения» приниматься не будут.

О выборе ников.
Ник должен содержать не менее 3 и не более 18 символов , в числе которых могут быть только буквы (латинские или кириллица), цифры, символы точки, тире и подчеркивания (но ник не должен начинаться с этих символов и заканчиваться ими). Нельзя использовать в качестве ника свой e-mail или полное имя, написанное кириллицей – добавьте хотя бы первую букву фамилии или отчества.
В качестве ника запрещено использовать названия брэндов, выпускающих офисную технику; причина — невозможность проверить, действительно ли подписавшийся имеет полномочия выступать от имени брэнда и совпадает ли высказанная им точка зрения с официальным мнением фирмы.
Будет отказано в регистрации и никам, содержащим в любой раскладке слова провокационного или оскорбительного характера, а также чересчур претенциозным или имеющим целью как саморекламу, так и рекламу своей фирмы (в частности, ее название).
Нельзя использовать в качестве ника вариации на тему слов «администратор» и «модератор» в любой раскладке.

Участники «Конференции»

1. Посетитель – любой человек, посетивший «Конференцию», но не зарегистрированный в ней (а также зарегистрированный, если он не авторизовался или подвергнут наказанию в виде бана; или подавший заявку на регистрацию, но процедура регистрации которого не закончена).

2. Зарегистрированный участник (или просто участник ) – человек, процедура регистрации которого закончена, и который авторизовался в «Конференции», введя логин и пароль. При попытке создания новой темы участнику сначала предлагается пройти через этап поиска, и лишь потом разрешается создать тему.

3. Специалист (или спец ) – участник, которому присвоен статус специалиста (с соответствующими правами, о которых ниже); поначалу таковой статус получат люди, завоевавшие авторитет в старой «Конференции», а затем их ряды будут пополняться другими участниками, которые смогут проявить себя, работая в Общем разделе. Непременное требование к спецу: не только знания и опыт, не только более-менее активное участие в работе «Конференции», но еще умение вести себя в интернет-обществе и соблюдать Правила «Конференции».
Спецы избавлены от непременного этапа поиска при создании тем; кроме того, они могут в разделе для специалистов (о нем ниже) прикреплять изображения – но только в этом разделе, только графических форматов gif, jpg, png, и «весом» до 100 кБ (лимит может быть изменен). Сразу при создании темы – т.е. в ее исходном сообщении – файл прикреплять нельзя, только в сообщениях уже созданной темы; если изображение необходимо для пояснения исходного сообщения темы, то прикрепите его, создав в этой теме еще одно сообщение.
Попытки «подсунуть» некий другой (не графический) файл, замаскировав его путем смены расширения в якобы графический, не пройдут; а при обнаружении таковых попыток виновный будет наказываться.

Для участников и спецов установлен лимит создания тем и подачи сообщений в Общем разделе «Конференции», основанный на анализе старой конфы (для спецов, конечно, рамки более широкие), причем лимиты на сообщения не касаются собственных тем: в своей теме автор может отвечать или задавать дополнительные вопросы без ограничений.
Эта мера направлена на борьбу с флудом и подачей бессмысленных сообщений типа «+1» и т.п. Для тех, кто даже в пределах установленных лимитов сумеет проявить себя любителем флуда, будут устанавливаться более жесткие рамки.

4. Модератор – ну, тут без комментариев (за исключением единственного: модераторов будет не один и не два): может выносить предупреждения, давать бан, удалять сообщения и темы, переносить их из раздела в раздел (или из подраздела в подраздел), вносить правку в сообщения других участников и давать в них модераторские комментарии.

5. Администратор (или админ ) – модератор с расширенными полномочиями.

Структура «Конференции»

А. Общий раздел – в нем могут создавать темы и писать в них сообщения все участники и спецы (исключая получивших бан); читать могут все, включая посетителей.

Подразделы:

  • Ремонт (любой техники, которая встречается в офисах, включая вопросы по софту).
  • Заправка принтеров, копиров, факсов, дупликаторов: всё, что связано с заправкой, включая вопросы чипов (но с учетом п.5 действующих Правил).
  • Выбор техники и ЗИПа (включая поиск part numbers); здесь же следует размещать и вопросы (конечно, технического характера), прямо не относящиеся к ремонту офисной техники.

Б. Для специалистов – читают все, темы создают и отвечают в них только специалисты.

Подразделы:

  • Ремонт, Заправка, Выбор – такие же, как и в Общем разделе, но уровень вопросов и ответов подразумевается иной, более профессиональный.
  • Идеи для обсуждения – предназначен для обсуждения «сырых» идей, требующих участия других знающих людей; закрыт даже на чтение для всех, кроме спецов; но темы в этом подразделе создает только админ (есть люди, желающие закрыть всю информацию по ремонтам-заправкам якобы от «юзеров», а на самом деле от коллег-конкурентов, и стараниями этих людей весь раздел для спецов может «переехать» в один подраздел), отвечать в этих темах (кроме чисто информационных, не требующих обсуждений) могут только спецы.
    Какая информация достойна «сокрытия» – это админ с помощью модераторов определяет по итогам общения с человеком, желающим высказать некие соображения «не для всех».

В. Форум – раздел для общения на свободные темы, включая выбор неофисной техники: телевизоров, фотоаппаратов, мобильных телефонов и проч., только с подразделами, а также с общими для Конференции и Форума участниками (и банами тоже).
Не допускается обсуждение любых вопросов, связанных с политикой (международной или внутренней), поскольку это слишком часто приводит к конфликтам между участниками.

Подразделы:

  • Разговоры (любые, кроме соответствующих нижеперечисленным подразделам).
  • Отдых (путешествия, рыбалка, хобби).
  • События (прежде всего – поздравления с днем рождения, свадьбой, рождением детей и т.п.; а также вопросы организации встреч земляков – участников «Конференции»).
  • Работа сайта (здесь нужно задавать вопросы модераторам и другим участникам на темы функционирования «Конференции» и сайтов StartCopy.ru и StartCopy.net в целом, включая обсуждение опубликованных материалов).

Г. Комиссионка – полный аналог нынешней Комиссионки (только с регистрацией).

Д. База знаний – это аналог архива «Конференции»: модераторы будут переносить туда темы, которые сочтут достойными «увековечивания» (конечно, соответствующим образом отредактировав); от F.A.Q. отличается тем, что F.A.Q. – это «краткий вопрос – готовый ответ», а «База знаний» будет содержать еще и промежуточные этапы (возможно, даже отрицательные) получения ответа, т.е. само обсуждение проблемы, которое человеку с головой на плечах тоже может многое подсказать.
Никто, кроме модераторов, никаких тем в этом подразделе (и сообщений в имеющихся темах) писать не сможет; понятно, что если по какому-то вопросу появятся дополнительные сведения, то модераторы смогут дописать их в соответствующую тему.
Специалисты могут рекомендовать некоторые обсуждения для помещения в «Базу знаний», нажав соответствующую кнопку, расположенную в темах ниже полей ввода ответа. Только учитывайте, что это именно рекомендация, а не приказ на немедленное исполнение: не надо потом задавать модераторам вопросы типа «Я тему три дня назад рекомендовал, а в Базе знаний ее нету…»

Правила поведения Общие аспекты работы Администрация Конференции

С жалобами и пожеланиями обращайтесь на

The articles, related to the theme of the conference, with more than 5 pages, made individually or by a group of authors, can be accepted to the conference.

Conference languages — Russian and English.

The articles should be designed and edited in a text editor MS Word 2003-2016 and according to the following requirements:

  • page orientation — book,
  • A4 size,
  • margins are 2 cm around the page perimeter,
  • print is Times New Roman,
  • print size for the whole article except tables - 14 pt ,
  • print size for the tables - 12 pt ,
  • line interval - 1.5 ,
  • full justification,
  • paragraph indention is 1 cm .

Not allowed to:

  • page numbering;
  • use page breaks in the text;
  • use automatic paged links;
  • use automatic hyphenation;
  • use a low-density or compacted letter spacing.

Tables and schemes should be generalized research materials . Drawings must be clear and easily reproducible. Pictures names and numbers should be indicated under it , the table names and numbers should be indicated above the tables. Tables, charts, figures and formulas should not go out of the fields.

The reference list is necessary for the research works. It is designed according to Russian National Standard R 7.0.5-2008 in alphabetic order. The references, connected to appropriate source of the reference list, should be indicated in square brackets (For instance: ).

The example of an article design

Ivanov Ivan Ivanovich
Elementary school teacher
MBGI «SGS №2»
Kazan, the Republic of Tatarstan

Article title

Abstract: The abstract should not repeat the name, should be expanded and accurately reflect the content of: perspective, research methods, results.

Keywords: set of keywords to include concepts and terms mentioned in the article and indicating the relevance and novelty of the studies and their results.

The text of the article. The text of the article. The text of the article. The text of the article. The text of the article. The text of the article. The text of the article. The text of the article.

Как организовать конференцию и привлечь 100 соискателей за 1 день

The text of the article. The text of the article. The text of the article. The text of the article. The text of the article. The text of the article. The text of the article. The text of the article. The text of the article. The text of the article. The text of the article. The text of the article. The text of the article. The text of the article. The text of the article. The text of the article. The text of the article. text of the article.

Bibliography
1. Halperin, VM Microeconomics : in 3 volumes: the textbook / VM Halperin, S. Ignatiev, Morgunov VI; Ed. VM Galperin. — Moscow: Omega-L; St. Petersburg: economicus, 2010 — Volume 3: Collection of problems: a tutorial. — 2010. — 171 p.
2. Emelyantseva, MV Concession agreements — a new type of cooperation with the state / MV Emelyantseva // / Access: www.naryishkin.spb.ru

Интеллект Клуб

Методы поиска новых идей и решений. Конференция идей.

Канд. техн. наук А.М. Кузьмин

Другие названия: "Творческое совещание", "Круглый стол". Авторы метода Гильде В., Штарке К.Д. (ГДР) 1970 г.

Конференция идей – хорошо подготовленное совещание, предназначенное для сбора идей по определенной тематике. Может применяться для поиска подходов к решению сложных проблем в различных областях человеческой деятельности.

Цель метода

Освободить мысли и фантазию участников от сдерживающих факторов и направить их на обсуждение и поиск оптимального решения проблемы.

Суть метода

Хорошо организованное совещание, по целевой направленности совпадающее с мозговой атакой. Разрешена только доброжелательная критика.

Следует избегать приглашения скептиков и "всезнаек". Возможно использование различных методов и приемов коллективной творческой работы. Процессом управляет председатель – равный среди равных, но который обязан обеспечить продвижение к цели, поддерживая непринужденную обстановку.

План действий

I этап. Подготовка. Подбор участников. Предварительный подбор фактического материала. Определение времени и места работы. Четкое формулирование проблемы и представление ее в форме, наиболее удобной для участников. Предварительная проработка рассматриваемых вопросов.

II этап. Проведение конференции. Ознакомление участников с правилами совместной работы. Обеспечение работы конференции. Все выдвинутые идеи фиксируются. Пресечение дискуссий. Поддержка оригинальных идей.

III этап. Подведение итогов. После окончания конференции каждый участник дорабатывает полученные идеи (вычеркивать ничего нельзя, можно только добаить). Полученные материалы передаются на экспертизу специалистам. Оценка и ранжирование результатов экспертами. Разработка рекомендаций.

Условия успеха

Наибольший эффект при числе участников 8-12 чел. и продолжительности не более 30-45 мин.

Председатель совещания должен помнить, что:

  1. Участие каждого в поиске идей, равно необходимо.
  2. Неконструктивная критика и насмешки тормозят выдвижение идей.
  3. Хорошо сформулированная проблема – полпути к успеху.
  4. Через 20 мин. участники конференции устают.
  5. Споры и дискуссии недопустимы.
  6. Решение проблемы – это работа, для выполнения которой полезно применять специальные методы.
  7. В потоке идей не должно возникать пауз.
  8. Группа является коллективным автором всех предложений.

Каждый участник должен знать, что:

  1. Он необходим на данном совещании.
  2. Он не несет никакой ответственности за выбор лучшего решения.
  3. Он не будет внедрять предложения.
  4. Все идеи будут внимательно изучены специалистами и экспертами.
  5. Он имеет одинаковые права со всеми.
  6. За время конференции он должен предложить как можно больше разнообразных идей.
  7. Лучшая форма возражения – собственное предложение.

Достоинства и недостатки метода

Легкость освоения и простота в обращении. Результативность выше, чем при использовании прямой мозговой атаки. Нет гарантии нахождения сильных идей.

Источники информации:

  1. Библиотека программ систематической эвристики для ученых и инженеров. Под ред. А.И. Половинкина. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1974.
  2. Гильде В., Штарке К.Д. Нужны идеи. – М.: Мир, 1973.
  3. Буш Г.Я. Методологические основы научного управления изобретательством. – Рига: Лиесма, 1974 ММК

До встречи.

Александр Барышников
Обратная связь

Другие публикации

Положение

О школьной научно-практической конференции учащихся «Движение мысли»

ГБОУ школы № 639 с углубленным изучением иностранных языков

Невского района Санкт-Петербурга

Утверждаю: ________________

Директор ГБОУ школы №639

И.В.Крылова

Согласовано на педагогическом совете №1

от 30.08.2017г.

Общие положения.

Школьная научно-практическая конференция является формой образовательной деятельности, обеспечивающей коммуникацию обучающихся и педагогов, направленной на развитие элементов научного мировоззрения, общего кругозора, внутренней культуры и познавательной активности обучающихся и способствующей развитию проектного подхода к развитию исследовательской деятельности школьников.

Школьная межпредметная научно-практическая конференция школьников (далее НПК) проводится один раз в год и призвана активизировать работу по пропаганде научных знаний, профессиональной ориентации и привлечению учащихся к научному творчеству и исследовательской работе во внеурочное время под руководством педагогов, ученых. Учредителями школьной НПК является ученическое научно-исследовательское общество (УНИО).

2. Цели и задачи:

2.1.Выявление одаренных детей, привлечение обучающихся к интеллектуальному труду в различных областях науки и техники, привитие навыков работы с научно-исследовательскими материалами

2.2.Создание условий для реализации своих способностей обучающимся, вовлеченным в поисково-исследовательскую деятельность, приобщение их к решению задач, имеющих практическое значение для развития науки, техники и культуры.

2.3.Развитие творческого мышления, умения и навыков самостоятельной работы, приобщение учащихся к исследовательской, проектной, поисковой деятельности, расширение и углубление научно-технического творчества учащихся, теоретических знаний и необходимых профессиональных навыков.

2.4.Определение перспектив работы научных обществ обучающихся.

2.5.Профориентация обучающихся предпрофильных и профильных классов.

2.6.Активизация работы по вовлечению обучающихся школы во внеурочную предметную деятельность.

2.7.Развитие и совершенствование научно-методической работы педагогического коллектива школы.

2.8.Осуществление интеграции государственных и общественных усилий во взаимодействии «Школа - ВУЗ».

3. Организаторы и руководство конференцией:

3.1.Организатором данной конференции является руководитель УНИО, который осуществляет работу по подготовке и проведению конференции, программу, определяет форму и порядок проведения, списки участников, решает иные вопросы по организации работы конференции, формирует состав экспертных комиссий, осуществляет научно-методическое и материально-техническое обеспечение конференции, готовит наградной материал, утвержденные директором школы.


3.2.Совет УНИО решает вопросы поощрения призеров конференций и научных руководителей, способствует привлечению внимания общественности, средств массовой информации, совместно с жюри подводит итоги, награждает лауреатов и победителей конференции.

3.3.Совет УНИО может привлекать к организации конференции представителей высших учебных заведений, работников административных педагогических структур, представителей общественных организаций.

4. Участники конференции:

В конференции могут принимать участие обучающиеся 4-6 классов (младшая лига), предпрофильных 7-9 классов (средняя лига), старших и профильных 10-11 классов (старшая лига).

На конференцию принимаются научные, исследовательские, проектные и творческие работы по следующим направлениям:

1. естественнонаучное (физика, химия, биология и экология, география, астрономия).

2.социально-экономическое (экономика, социология, педагогика, психология, политология, право, обществознание);

3.гуманитарное (историческое краеведение, русский язык, литературоведение, иностранные языки);

4. художественно-эстетическое (МХК, изобразительное искусство, технология);

5.научно-техническое творчество (математика, информатика, компьютерные технологии).

Перечень секций устанавливается оргкомитетом после завершения срока подачи заявок и зависит от количества заявленных тем по указанным направлениям.

Порядок организации и проведения школьной Конференции

«Движение мысли»

5.1. Конференция проводится ежегодно в соответствии с планом работы школы.

5.2. Для организационно-методического обеспечения проведения Конференции создается оргкомитет конференции (далее – оргкомитет), который утверждается директором школы.

Оргкомитет:

ü готовит нормативные документы, регламентирующие проведение Конференции;

ü планирует и организует работу школьной Конференции;

ü формирует состав экспертных комиссий Конференции. В состав экспертных комиссий включаются, учителя школы, студенты и преподаватели ВУЗов-партнеров соответствующего профиля;

ü принимает замечания, вопросы, предложения по организации Конференции;

ü представляет отчет директору школы по итогам Конференции;

ü готовит материалы для церемонии награждения.

Экспертные комиссии: определяют победителей и призеров Конференции.

Подведение итогов:

Экспертная комиссия на основании изучения работы принимает решение о допуске автора работы к выступлению на секции.

Экспертная комиссия оценивает научные работы обучающихся и их устные выступления на каждой секции согласно критериям:

ü актуальность темы;

ü новизна и/или инновационность идеи;

ü элементы исследования;

ü эрудиция;

ü научная и/или практическая значимость исследования;

ü изложение;

ü иллюстрации;

ü композиция доклада;

ü библиография;

ü особое мнение эксперта.

По окончании работы предметных секций проводятся заседания экспертных комиссий, на которых выносятся решения об определении победителей и призѐров.

По результатам публичной защиты жюри: составляет список победителей по направлениям среди 4-6, 7-9-х и 10-11-х классов; подводит итоги работы секции; выносит решении об участии в районной НПК.

Победители и участники НПК награждаются грамотами (дипломами).

Школьная научно-практическая конференция

Современная система образования устроена так, что, уже начиная со школы, учащихся привлекают к различной проектной деятельности, выполнению научно-исследовательских работ и выступлению с докладами на мероприятиях разного уровня. Даже научная конференция в начальной школе уже не выглядит чем-то невероятным. Такой подход позволяет выявить научные интересы учащихся, способствует более глубокому пониманию школьной программы и осознанному выбору специальности в будущем. Кроме того, участие в таком мероприятии, как научно-практическая конференция школьников, которую организует Центр Научного Сотрудничества «Интерактив плюс» , учитывается при поступлении в вуз и может оказаться весьма значительным преимуществом.

Как проводятся конференции для школьников?

Международная научно-практическая конференция школьников, темы и направления которой освещают различные школьные дисциплины , проводится с целью создания условий, способствующих развитию интеллектуального и творческого потенциала учеников.

Прежде всего следует отметить, что школьная конференция проходит в заочном формате . Благодаря этому принять участие в ней могут учащиеся из всех регионов России, а также из стран СНГ, однако выступления с докладом такой формат не предполагает. Вместо этого все, кого интересует научно-практическая конференция по математике или другому школьному предмету, отправляют работы через форму .

Немаловажно, что научно-практическая конференция младших школьников допускает как самостоятельное участие учеников, так и подачу работ, написанных под руководством педагогов. Благодаря этому научная конференция школьников позволяет продуктивно работать учащимся с различным уровнем знаний и подготовки, способствует развитию научного мышления.

Научно-практическая конференция школьников 2020 года «Школьный марафон» проводится в несколько этапов. О начале каждого из них Центр Научного Сотрудничества «Интерактив плюс» информирует в положении и на страницах сайта. По тематике научно-практическая конференция в школе включает в себя различные школьные предметы, в числе которых физика, математика, литература, а также другие дисциплины.

Все работы в обязательном порядке проверяются редакторами Центра Научного Сотрудничества «Интерактив плюс». При необходимости оргкомитет может предложить внести в текст доклада те или иные изменения, чтобы привести его в соответствие с требованиями. Таким образом, школьная научно-практическая конференция неизменно поддерживает высокий уровень качества публикаций.

Заочная научно-исследовательская конференция школьников предполагает вручение всем участникам (как ученикам, так и преподавателям) следующих документов:

  • справка, подтверждающая публикацию, в электронном виде;
  • свидетельство (сертификат), подтверждающее публикацию, в электронном виде;
  • при необходимости печатное свидетельство участника (сертификат);
  • в случае победы работы в общем конкурсе - диплом лауреата.

Профиль принимаемых исследовательских работ для участия не имеет ограничений. Выбирать тему рекомендуется в зависимости от интересов учащегося, а также с учётом того, в какой вуз он планирует поступать в дальнейшем. Например, научно-практическая конференция по физике может быть весьма актуальна для тех, кто хочет поступать на технические специальности, участие в конференции по русскому языку и литературе будет полезно при поступлении на гуманитарные специальности.

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» - это организация, благодаря которой всероссийская научно-практическая конференция школьников становится доступной для всех, участие в которой приносит практическую пользу как всем ученикам с первого по одиннадцатый класс , так и их педагогам.

Каждый участник Конференции получает свидетельство и справку, подтверждающие его публикацию, в электронном виде бесплатно. По желанию авторам высылается печатное свидетельство по почте.

Конференция предполагает 2 этапа:
  • 1 этап – представление заявок и статей в Оргкомитет, оценка работ Экспертным советом, размещение их на сайте Центра.
  • 2 этап – народное голосование. В сроки, определенные Положением, любой желающий имеет возможность ознакомиться с полными текстами работ и выбрать лучшую в представленных номинациях.

Электронный вариант сборника итогов конференции является полноценным аналогом печатного, с присвоением УДК, ББК, авторского знака, а также международного книжного знака ISBN.

Требования к оформлению статьи

  • К участию в конференции принимаются работы, соответствующие тематике конференции, объемом не менее 3 страниц .
  • Язык конференции – русский, английский.
  • Работы должны быть выполнены в текстовом редакторе MS Word 2003-2016 и отредактированы .

Условия оплаты

Стоимость печатного оттиска (без доставки) 150
Стоимость присвоения статье номера DOI 200
Рецензирование авторской рукописи 500

Стоимость доставки печатных сборников зависит от выбранного Вами способа доставки. Мы можем предложить Вам доставку как

Проект

«Школьная конференция»

Выполнили:

Доброумова О.В., учитель математики ГБОУ СОШ №77,

зам. по внеурочной деятельности

Воронина Е.К., учитель английского языка ГБОУ СОШ №77

2016

Пояснительная записка

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить цели, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, проанализировать, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.

Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Цели и задачи Конференции

Цели:

    Развитие познавательного интереса школьников в различных областях знаний в рамках школьных программ и за их пределами;

    Формирование творческой личности, обладающей навыками самостоятельной научно-исследовательской работы;

    Расширение возможностей самовыражения учителя;

    Создание условий для сотрудничества семьи и школы.

Задачи:

    Пропаганда и изучение отечественной науки, поиск и поддержка талантливых школьников, проявляющих интерес к научно- исследовательской деятельности;

    Формирование в общественном сознании понимания исследования как эффективного средства освоения и преобразования действительности, активизации позиции учащихся в образовательном процессе;

    Вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность, приобщение к решению задач, имеющих практическое значение для развития науки, культуры;

    Формирование сообщества детей и взрослых, занимающихся исследовательской деятельностью;

    Профессиональная ориентация учащихся;

    Совершенствование методической базы и инфраструктуры учебно-исследовательской работы с учащимися.

Организаторы Конференции

Общее руководство подготовкой и проведением конференции осуществляет избираемый на Педагогическом Совете школы оргкомитет, который обеспечивает:

    Организацию подготовки учащимися исследовательских работ;

    Информированность всех участников образовательного процесса о ходе подготовки к конференции;

    Участников конференции методическими материалами;

    Четкое проведение конференции на всех ее этапах;

    Формирует жюри;

    Проводит конференцию, подводит итоги и награждение участников

Участниками Конференции являются ученики 2-8 классов.

    реферативные работы

    реферативные работы с элементами исследования

    учебно-исследовательские работы

Технология проведения Конференции

Работа Конференции предусматривает публичные выступления участников по результатам собственной научной деятельности на предметных секциях по следующим направлениям:

    Гуманитарное: литература, русский и иностранные языки, история, искусство, архитектура, краеведение, психология, социология;

    Естественнонаучное и математическое: экология, химия, математика, физика, биология, астрономия, география, здоровый и безопасный образ жизни;

    Информатика и вычислительная техника, информационно-коммуникативные технологии.

Оргкомитетом Конференции могут быть объявлены дополнительные направления в соответствии с темой года.

Время выступления 5-7 минут. Докладчик должен продемонстрировать: свободное владение материалом; умение отвечать на вопросы и вести дискуссию; цитировать; делать выводы.

В сообщении докладчика должны быть освещены следующие вопросы:

Подведение итогов Конференции

Руководитель и председатель жюри секции представляют результаты на расширенном заседании оргкомитета, в который входят все члены оргкомитета и администрация школы.

По результатам работы каждой секции определяются:

    Дипломанты I, II, III степени;

    Дипломанты в различных номинациях («Дебют»; «Проект», и др.)

Все участники Конференции награждаются Грамотами Участника, ценными подарками.

Главный приз конференции

    Для учащихся начальной школы – «Приз мудрой совы»

    Для учащихся 5-8 классов – Приз им. С.К. Крикалёва

Прежде чем перейти к рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению на уроках по всем предметам, необходимо определить, какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения.

    Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);

    Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД) ;

    Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход ;

    Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность .

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?

Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности школьников, а также определить ее главные цели и задачи.

Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Задачи проектной деятельности в школе:

    Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

    Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

    Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

    Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

    Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Этапы работы над проектом

Этапы

работы

Содержание работы

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Проблематизация

Определение темы и целей проекта, его исходного положения.

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию

Знакомит с методом, мотивирует учащихся. Помогает определить тему, цели проекта, устанавливает сроки.

Планирование

а) Определение источников необходимой информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта)

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

д) Распределение задач(обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения, наблюдает за работой учащихся.

Реализация

1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)

2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3.Выбор оптимального варианта реализации проекта.

4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, руководит деятельностью учащихся

Презентация проекта

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов)

Представляют проект, устное выступление с презентацией своей работы

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли участника жюри. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает


© 2024
maccase.ru - Android. Бренды. Железо. Новости