02.09.2020

Теоретические основы формирования информационной компетентности у школьников. Современные проблемы науки и образования Формирование информационной компетентности учащихся


МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 р. п. Линево»

Формирование информационной компетентности

на уроках литературного чтения

первой квалификационной категории

р. п. Линево

1. Пояснительная записка ……………………………………………………. 3

2. Понятие информационной компетентности……………………………… 4

3. Цели и задачи формирования информационной компетентности……… 5

4. Анализ учебника «Литературное чтение» и

учебника «Азбука» ………………………………………… 5

5. Методы и приемы формирования информационной компетентности…10

6. Диагностическое исследование …………………………………………. 12

7. Литература ………………………………………………………………... 17

8. Приложение ………………………………………………………………. 18

Пояснительная записка

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. Цель сегодняшнего общего образования-становление человека, готового к свободному, гуманистически ориентированному выбору, обладающего многофункциональными компетентностями, что позволит ему самостоятельно решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и общественной жизни. Это ответ на «вызовы времени», которое требует не просто подготовки людей, умеющих выполнять определённый набор действий, но и способных оценить эти действия с этических, моральных и нравственных позиций.

Одним из основных приоритетов в целях современного общего образования становится информационная компетентность. Исследователи отмечают, что в разные возрастные периоды развития личности необходимо формировать разные ключевые компетентности (так, в школьном детстве – в первую очередь личностные и коммуникативные; в школьный период – общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные; в период профессиональной подготовки – ценностно-смысловые, общекультурные, социально-трудовые, информационные, коммуникативные, политические и социальные, компетенции жизни в многокультурном обществе, компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь). Однако есть ряд компетентностей, которые необходимо формировать на протяжении всей жизни человека. К таким компетентностям относится и информационная.


Понятие информационной компетентности.

Понятие «информационная компетентность» многие авторы рассматривают, как способность личности самостоятельно искать, выбирать, анализировать, организовывать, представлять и передавать информацию. Так, к примеру, рассматривает информационную компетентность как « универсальные способы поиска, получения, обработки, представления и передачи информации в знание». под информационной компетентностью понимает «умение ориентироваться в обширном, бурно обновляющемся и растущем информационном поле, быстро находить необходимую информацию и встраивать ее в свою систему деятельности, применять для решения практических и исследовательских задач». и рассматривают информационную компетентность как способность получать и обрабатывать большие объемы информации с помощью современных мультимедийных средств. включает в информационную компетентность умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов и информационных технологий . Данная компетентность обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире.

Цель работы учителя начальных классов: заложить основы формирования информационной компетентности учащихся. Чтобы заложить основы формирования информационной компетентности решаю следующие задачи:

1) создать условия для развития учебно-информационных навыков на уроках;

2) развивать навыки получения и обработки информации ;

3) воспитать личность, способную адаптироваться в современном мире.

Реализацию данных задач я стремилась осуществлять на всех уроках, но особое внимание уделяю литературному чтению.

Стратегическая цель литературного образования в школе – воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, животным, природе), живущей «по законам красоты» (Лев Толстой).

Более конкретная цель – воспитание образованного творческого читателя, который имеет сформированную потребность в чтении.

«Истинное чтение-это чтение, которое по словам М. Цветаевой, есть соучастие в творчестве».

Анализ учебника «Литературное чтение»

и учебника «Азбука» .

Литературное чтение как учебный предмет имеет большое значение в решении задач развития и образования учащихся и играет ключевую роль в деле их воспитания, поскольку на этих уроках дети знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок, а его освоение учениками-читателями будет способствовать присвоению ими нравственных ценностей, созданных человечеством.

В учебнике «Литературное чтение» произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками ценности мира. Тексты, вопросы и задания к ним показывают школьнику, как трудно и как важно стать человеком.

Методика работы с текстом учитывает:

1) принципиальную целостность художественного образа, важность,

«неслучайность»;

2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения


художественного образа;

3) ведущую роль играют чувства как основа мотивации интереса к чтению.

Навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывается при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания с различными целями.

Вопросы и задания учебника составлены таким образом, чтобы ученик несколько раз перечитывал текст произведения, т. е. направлены на мотивацию перечитывания: «прочти с разной интонацией, с разным настроением». Отрабатывая выразительное осмысленное чтение, применяю разные виды работы:

Чтение целыми словами с выбором интонации;

Чтение по ролям, наизусть;

Инсценирование произведений;

Устные и письменные высказывания по образу, с опорой на картинку и в свободной форме.

Материал учебника позволяет развивать и другие общеучебные навыки, такие как учебно-информационные.

«Азбука» , не только помогает начинающему читателю овладеть навыком чтения, а читающему совершенствовать этот навык, но и научиться работать с информацией.

Анализ учебника «Азбука» . Задания, формирующие информационную компетентность:

Страница учебника

Формулировка задания

Направлено на формирование умений

Сколько в твоей семье мам, пап, детей? Теперь вокруг своей семьи нарисуй родственников, друзей, знакомых – тоже в виде звездочек.

анализировать обобщать, обрабатывать информацию.

- «Словами человек называл все, что узнавал и создавал сам». Неужели действительно все имеет свое название. Проверь! А еще как можно назвать дом?

поиск, обработка информации, обобщение.

На сколько частей распалось каждое слово? Подумай, почему?

анализировать, выбирать.

Выбери отгадки к загадкам. Почему? Обоснуй ответ.

выбирать, анализировать, систематизировать, обобщать, передавать информацию.

Как ты поступишь в такой ситуации?

выбирать, анализировать информацию.

«Слова, слова…»

Объяснить историческое происхождение слов, сделать вывод.

искать, обобщать обрабатывать информацию.

Какую роль из этой сказки хочешь играть ты?

выбирать, передавать информацию.

«Что за этой дверью?» ПК

анализировать, искать, отбирать необходимую информацию.

Что ты можешь сказать об этих словах? (попугай, павлин, Пушок, пингвин)? А о предметах?

анализировать, отбирать, передавать информацию.

Кто это? Пастух? Чабан? Ковбой?

Почему их так назвали? Подсолнух, колокольчик, одуванчик, снегирь, земляника?

Объясни запись?

Здоровье это…

анализировать, выбирать, представлять и передавать информацию.

Ты вступил в спор. Выбирай: топот ног, спокойный тон, кулаки, улыбку, крик, добродушие.

обработка, обобщение, передача информации. Самостоятельно выбирать, анализировать, передавать информацию.

«Почему их так назвали?» (предметы и обстановка на кухне).

обобщать и передавать информацию.

«Почему мы так говорим?»

поиск, обработка, передача информации.

«Кто прислал пожелание?» (слова, высказывание героев). Представь, что было бы…

самостоятельно анализировать, выбирать и передавать информацию.

Выполни задание поэта и заполни пропуски. («Что без чего не бывает?»)

Что означают имена? Что означает твое имя?

Почему тебя назвали именно так?

самостоятельно искать, выбирать, организовывать, представлять информацию.

Что ты сможешь сказать о словах в столбиках? О любом из этих столбиков слов?

Когда мы так говорим?

обобщение, обработка, превращение информации в знания.

Впиши в клетку «лишнюю» букву. Объясни свой выбор: ж п ы й …

выбирать, анализировать.

Придумай и разыграй сценки с данными словами.

передавать информацию.

Исправь опечатки.

«Кому что принадлежит?»

систематизировать, обобщать.

Исследуй, какие звуки может обозначать согласная буква Ц: мягкий, твердый, звонкий, глухой?

самостоятельно искать, выбирать, анализировать.

Сравни рифмующиеся слова. Соответствует ли стихотворение своему названию по содержанию и звучанию? («Синичья скороговорка»).

Может ли буква Х обозначать твердый и мягкий звук?

А буквы Ж, Щ, Ц?

выбирать, анализировать, представлять, анализировать, обобщать, превращать информацию в знание.

Из каких пар слов можно составить ребус.

Сочини сказку с этими героями.

выбирать анализировать, представлять и передавать информацию.

По каким признакам составлены группы названий животных.

выбирать, анализировать, обобщать.

Исследуй, какие звуки могут обозначать буквы Ч, Щ?

самостоятельно отбирать, обрабатывать информацию

Ты гуляешь по улице. У тебя нет часов. Ты не знаешь, пора ли тебе идти домой. Какой ты найдешь выход?

В каждой группе найди, «третьего лишнего». – - Сколько нашел вариантов?

самостоятельно искать, выбирать, анализировать, обобщать.

Методы и приемы формирования информационной компетентности

Для формирования основ информационной компетентности наиболее эффективным принципом является работа с информацией. Мои исследования помогли выявить компоненты информационной компетентности, которые обеспечивают возможность:

Усвоения учебного материала;

Формирование умений анализировать обобщать, систематизировать и отбирать полученную информацию;

Минимальная помощь извне.

Продвинутый (творческий)

Умение прогнозировать возможные затруднения и проблемы на пути поиска решения;

Умение проектировать сложные процессы;

Умелый перенос имеющихся знаний, умений, способов

деятельности в новую незнакомую ситуацию;

Отсутствие помощи извне;

Оказание помощи другим участникам совместной

деятельности;

Умение отрефлексировать свои действия.

Диагностическое исследование

Так как я начала изучать тему, когда мои дети учились в 3-м классе, то результаты диагностики на тот момент были таковы, что учащиеся имели в основном обязательный уровень сформированности информационной компетентности, что составляет 66.7%, а ребята со среднем уровнем возможностей -33.3%. (Приложение 1).

В 4-м классе на уроках литературного чтения я пробовала на практике изученный материал по данной проблеме.

Привожу пример диагностического материала, позволяющего отследить уровень формирования информационной компетентности. (Приложение.2, анкета 1.)

Анализ данного тестирования показал:

1. Анализ данного источника информации – 75%.

2. Отбор необходимого материала (получение необходимой

информации) – 62%.

3. Организация материала (умение ориентироваться в книге) – 65%.

4. Преобразование информации (умение дополнить содержание) – 53%.

Вернувшись к таблице (с.11) обращаю внимание на изменения, которые произошли в результате формирования основ информационной компетентности у учащихся 4 класса :

Низкий уровень (обязательный) 6 чел.- 25% ;

Средний (уровень возможностей) 14 чел.- 58.3%;

Продвинутый (творческий) 4 человека%.

Среди учащихся выделяются 4 человека, которые могли выполнить задание без посторонней помощи, оказывать помощь другим участникам совместной деятельности.

При наборе детей в 1 класс меня волновала проблема найти учебник, заменяющий «Русскую азбуку» , т. к. по моему мнению, материал данного учебника не помогает осуществлять компетентностный подход в обучении.

«Азбука» , анализ которой я сделала и привела в таблице (с.6-9) не только помогает начинающему читателю овладеть навыком чтения, а читающему совершенствовать этот навык, но и научиться работать с информацией.

Работу по формированию основ информационной компетентности простраивала с начала учебного года.

Я оценивала сформированность основ данной компетентности, опираясь на уровневую таблицу.

В силу возрастных особенностей, учащиеся первого класса добывают необходимую информацию с помощью взрослых (родители, учитель – первые помощники). Поэтому, результаты 1-го полугодия таковы:

Обязательный уровень составляет 69.5%;

Средний (уровень возможностей) 30.4%.

Работая по «Азбуке» , я стремилась уроки чтения сделать результативными, что помогало мне использование трех форм организации работы на уроке: индивидуальной, фронтальной, групповой.

Формируя основы информационной компетентности, я планирую постепенное «перемещение» учащихся с обязательным уровнем на средний, а из среднего – в творческий.

Для того, чтобы учащиеся умели оказывать помощь другим участникам совместной деятельности (сформированный способ деятельности на творческом уровне (продвинутом)), необходимо учебное сотрудничество. Чтобы научить детей успешно работать совместно, необходимо развивать коммуникативные способности. Среди них я выделила:

Умение договариваться;

Умение обмениваться мнениями;

Умение выслушивать партнёра;

Умение оценивать друг друга и себя.

Мои ребята с удовольствием работали на уроках чтения группами, оценивали работу друг друга, давали рекомендации.

Привожу диагностику отслеживания процесса сформированности основ информационной компетентности (Приложение 3, анкета 2).

Данное тестирование показывает следующие результаты формирования основ отслеживаемой компетентности:

Анализ источника (вид источника) информации - 85%;

Отбор необходимого материала - 52%;

Организация материала (умение ориентироваться в книге)-75%.

На уроках литературного чтения в 1 классе я так же простраивала работу, анализируя задания, дополняя необходимым материалом, который помогал мне формировать основы информационной компетентности (Приложение 4).

Считаю, что я заложила основы формирования информационной компетентности, что позволило достичь следующих результатов.

Таблица результатов обученности.

Литературное чтение.

Год обучения

Класс

Количество учащихся

Качество %

Успешность

Результаты, занесенные в таблицу, показывают как повышается качество знаний изучаемого предмета в результате формирования основ информационной компетентности.

Формирование информационной компетентности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности. Главная цель современного образования – это учить учиться и пользоваться полученными знаниями, т.е. как сформулировал фр политич. деятель Жак Делор – научиться познавать, делать, жить и жить вместе. Задача образования в информационном обществе – воспитать ученика, обладающего информационной компетентностью, т.е. способного решать разнообразные проблемы, связанные с поиском, преобразованием, использованием информации. Научить этому должна школа, причём на первой ступени, потому что первичный опыт работы с информацией закладывается именно на этом этапе и становится залогом успешного обучения в дальнейшем. Процессом обучения в информационном обществе становится совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, разворачивающаяся в информационно­образовательной среде. Т.е. роль учителя из ведомого превращается в направляюще­консультирующую, поддерживающую, а роль ученика из ведомого учителем – в роль партнёра в процессе обучения. Руководящая, информационная, контролирующая функция процесса традиционного обучения в условиях информационного общества преобразуется в ориентирующую, презентационную функцию ­ функцию педагогической поддержки. ФГОС НОО ­ смена образовательной парадигмы ­ Вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей. Формирование у учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом. Внедрение данного подхода – это важное условие повышения качества образования. А одной из главных ключевых компетентностей в подходе является информационная компетентность.  Что такое «информационная компетентность» школьника? Информационная компетентность ­ это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Другими словами, информационная компетентность ­ это свойство личности, проявляющееся в способности находить, хранить и применять информацию в различных её видах (вербальном, графическом, символическом, цифровом).  Какое отражение данная проблема получила в соответствующих документах ФГОС? В «Федеральном государственном стандарте начального общего образования» названы метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Сказано, что метапредметные результаты должны отражать: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Кроме того, отмечается, что предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: умение самостоятельно выбирать интересующую литературу: пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Таким образом, информационная грамотность в новом образовательном стандарте рассматривается как компонент метапредметных и предметных результатов.  Как сформировать информационную компетентность у младшего школьника?

Формирование основ информационной компетентности нужно рассматривать как через урочную, так и внеурочную деятельность, так как эти виды деятельности взаимодополняют и взаимообогащают друг друга. В своей работе использую большое количество различных форм, приёмов и методов, направленных на формирование данной компетентности. Познакомлю с некоторыми из них. Прием «6­ти вопросов» заключается в том, чтобы ученик, читая или слушая научный или научно­популярный текст, выделил ответы на 6 основных вопросов: Кто? Что делает? Где? Когда? Как? Почему? В результате ученики структурируют текст и в дальнейшем опираются на выделенную структуру при подготовке к пересказу. Этот приём позволяет справиться с потоком информации, сохранить, систематизировать и воспроизвести её. Приём «антиципации», предвосхищения, интуитивного предвидения возможных будущих событий. Учащимся предлагается прочитать название рассказа и предположить, о чём пойдёт речь в тексте? После чтения выясняют, совпали ли предположения с содержанием. С помощью этого приема ученики устанавливают соответствие между имеющимся собственным опытом и полученной информацией. Приём «кластер» ­ это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Заключается приём в том, что ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки­лучи в разные стороны, Данный приём особенно удобен в 1 классе, дети ещё медленно читают, а рисуют хорошо. Приём «синквейн». Это стихотворение из пяти строк, которое строится поопределённым правилам. Этот прием позволяет делать краткие выводы по результатам обработки представленной информации, подготавливает к исследовательской работе в будущем и обеспечивает развитие рефлексивной составляющей. Приём чтения со «стопами» предполагает воспроизведение и изложение информации в соответствии с заданием. Например, на уроке окружающего мира дети читают текст и отмечают «галочкой» ту информацию, которая им уже знакома, знаком «+» ­ новое, знаком «­» то, что они не знали, ставят вопросительный знак около той информации, которая вызвала вопросы и требует дополнительного изучения. Приём «ведения дневника или бортжурнала» позволяет в ходе изучения темы фиксировать ученикам свои мысли, наблюдения, впечатления. Удобен для урока окружающий мир, групповой работы. Каждая группа определяла в тексте необходимую информацию и озвучивала её классу, остальные учащиеся внимательно слушали и записывали её в бортжурнал. Т.о. ученики представляют информацию в виде связного устного или письменного текста, объясняя логику выбора оснований, демонстрируют операционно­деятельностную составляющую информационной компетентности. т.е. Приём «водопад» позволяет получить информацию от детей по теме или относительно какого­либо понятия с целью структурирования. Например, на доске слово «сумма».Задаётся вопрос: «Вы слышали раньше это слово? Если да, то где?» Внимательно выслушиваются все ответы, затем дополняется ­ «сумма чисел»». Дети высказывают мнения, которые позволяют подвести их к получению ожидаемой информации. Приём «несоответствий» (коллизий) имеет несколько вариантов. Первый ­ между старыми, уже усвоенными знаниями и новыми фактами. На уроке окружающего мира по теме «Домашние и дикие животные» в 1 классе детям предлагаются карточки с изображениями животных для распределения их в группы. Ученики выполняют задание и попугая относят к домашним животным, после чего учитель проецирует на экран фото попугая в природе. Возникает коллизия, которая заставляет задуматься и заняться поиском дополнительной информации. Второй приём несоответствия между одними и теми же по характеру знаниями, но более низкого и более высокого уровня. Во 2 классе на уроке русского языка по теме «Парные согласные» дано задание: «Запишите слово ЛУ[К]». Кто­то записал «луг», кто­то – «лук», а кто­то ­ и «луг», и «лук», объяснив, какая информация при этом потребовалась.

И приём несоответствия между научными знаниями и житейскими, благодаря которому возникает дискуссия. (на 4 класс) Результатом использования этого приема является способность учащихся к формулированию собственной аргументированной позиции, исходя из собственного опыта и полученной информации, что развивает мотивационный и операционно­деятельностный компонент. Приём «Выбор задания». Даётся ряд чисел (слов). ­ Какое задание вы бы предложили? ­Для чего мы его будем выполнять? ­Предложите ещё одно задание с этими числами (словами). Прием позволяет ученикам воспроизводить имеющуюся информацию и использовать её для анализа и ранжирования по самостоятельно заданным основаниям. Приём «Толстые и тонкие вопросы». Реализовать перечисленные приемы позволяют следующие методы:    проблемно­диалогический; исследовательский; проектный. Проблемно­диалогический метод обеспечивает творческое усвоение знаний учащихся посредством диалога с учителем. Главным в проблемно­диалогическом методе является создание проблемной ситуации. С данным методом мы подробно познакомились на курсах, проводимых Мельниковой Еленой Леонидовной. является применение исследовательского метода обучения. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, который должен быть социально и практически значимым. ("Какие комнатные растения есть у вас дома?""Какие животные и растение занесены в Красную книгу?") Для формирования информационной компетентности важным Весьма эффективным методом формирования информационной компетенции является проектный метод. Под проектом понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Здесь необходимо отметить позволяют поддерживать высокий уровень мотивации учащихся и содействуют развитию коммуникативных аспектов навыков работы с информацией. использование учащимися ИКТ, которые Как измерить сформированность информационной компетентности учащихся начальных За 2 года ведения кружка "Инфознайка" учащиеся познакомились с программами: графический редактор MS Paint, Текстовый редактор MS Word, редактор MS Power Point; MS Excel, научились работать в Интернете. Использование ИКТ открывает новые возможности не только в обучении предмету, но и во внеурочной деятельности. Например, участие в конкурсе "Лидер чтения", презентация класса. В конце года каждый самостоятельно приготовил презентацию и представил классу.  классов? На данном этапе в основном велась работа по формированию информационной компетентности. В 4 классе продолжу работу над этой темой и для диагностики воспользуюсь методикой Е.А.Хасьянова и С.Ю. Прохоровой. Также продолжим работу с помощью "Типовых задач по формированию УУД. Работа с информацией." для 4 класса и "Комплексных работ", которые состоят из текста и 12 заданий, содержательно связанных с текстом. Выполнение заданий, в основе которых использованы сюжеты ситуаций из реальной жизни, поможет ребёнку определить, насколько эффективно он умеет учиться. Информационное пространство каждой работы организовано так, чтобы ученик приобретал опыт не только самостоятельного выполнения заданий, но и контрольно­оценочной деятельности, что обеспечено наличием ответов к заданиям. Формирование информационной компетентности – одна из актуальных задач начального образования. От того, насколько сегодня эта задача будет реализована в практику работы школы, зависит успешность социализации учащихся в будущем.

Статья посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу формирования и развития информационной компетентности у учащихся школ. Поставлена задача разобраться в определениях «информационная компетентность», «информационно-коммуникационная компетентность», «ИКТ- компетентность», «информационно - функциональная компетентность», и понять какую все таки компетентность необходимо формировать у школьников. Обобщен анализ многих авторитетных ученых-педагогов в определении понятия "информационная компетентность".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу формирования и развития информационной компетентности у учащихся школ. Поставлена задача разобраться в определениях «информационная компетентность», «информационно-коммуникационная компетентность», «ИКТ- компетентность», «информационно - функциональная компетентность», и понять какую все таки компетентность необходимо формировать у школьников. Обобщен анализ многих авторитетных ученых-педагогов в определении понятия "информационная компетентность". В статье представлены компоненты структуры категории «информационная компетентность» . Сделан вывод о том, что понятие «информационная компетентность» имеет сложную структуру и процесс формирования информационной компетентности происходит поэтапно. Обобщены и уточнены понятия компьютерная грамотность, ИКТ-грамотность и ИКТ компетентность как основные этапы формирования информационной компетентности. В статье рассмотрена модель информационно-коммуникационной технологической компетентности учащихся, в рамках которого предусмотрен комплекс базовых познавательных умений.

Ключевые слова: компьютерная грамотность, ИКТ-грамотность, «информационная компетентность, информационно-коммуникационная компетентность, ИКТ- компетентность, информационно - функциональная компетентность.

В отечественной педагогической литературе, официальных документах министерства образования и науки и других источниках информации часто используются термины «компьютерная грамотность», «ИКТ грамотность», «информационная компетентность», «информационно-коммуникационная компетентность», «ИКТ- компетентность», «информационно - функциональная компетентность». Нами поставлена задача разобраться в этих определениях и понять какую все таки компетентность необходимо формировать у учащихся школ. Компетентностный подход в определении целей и содержания образования, ориентацией на освоение умений, обобщенных способов деятельности является ведущим в работах таких отечественных педагогов, как В.П.Давыдов, А.К.Макаров, А.М.Новиков, В.А.Сластенин, А.П.Тряпицина, А.В.Хуторской, Г.П.Щедровицкий и других. Необходимо отметить, что на современном этапе развития педагогики понятие "информационная компетентность" определяется неоднозначно (О.Б. Зайцева, А.Л. Семенов, В.Л. Акуленко, М.Г. Дзугоева, Н.Ю. Таирова, О.М. Толстых). Тришина С.В. считает, что информационная компетентность - это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности. В определении структуры категории "информационная компетентность" ею выделены компоненты, которые представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Компоненты структуры категории «информационная компетентность»

Н.Н.Абакумова считает, что информационная компетенция - это умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) . Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности субъекта образовательного процесса по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Кизик О.А. считает, что информационная компетентность включает в себя способности к самостоятельному поиску и обработке информации, необходимой для качественного выполнения профессиональных задач к групповой деятельности и сотрудничеству с использованием современных коммуникационных технологий для достижения профессионально значимых целей а также готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий, необходимого для постоянного повышения квалификации и реализации себя в профессиональном труде. В литературе встречается понятие «информационно- функциональная компетенция» - комплекс различных видов деятельности (когнитивной, ценностно-мотивационной, коммуникативной, технико-технологической, рефлексивной), в процессе которой формируются навыки, способствующие развитию личности учащегося. А также понятие «коммуникационная компетентность» - деятельности при решении различных задач и ситуаций с привлечением персонального компьютера и средств компьютерной обработки информации. Информационно – коммуникационная компетентность школьников в рамках проекта «Информатизация системы образования» определяется, как способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа (access) к информации, ее опознание-определение(define), организации(integrate) , обработки(manage), оценки(evaluate), а также ее создания-продуцирования(create) и передачи-распространения(communicate), которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях экономики, которая основана на знаниях(know based economy). При этом формирование информационно – коммуникационной компетентности рассматривается не только (и не столько) как формирование технологических навыков, а как способность использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией, как в учебном процессе, так и для иных потребностей. Итак, можно сказать, что понятие «информационная компетентность» имеет сложную структуру и процесс формирования информационной компетентности и происходит в несколько этапов:

Рисунок 2. Этапы формирования информационной компетентности

В новых публикациях на эту тему, подготовленных педагогическими сообществами, отмечается, что ИКТ могут использоваться в школах более эффективно. Ведущие теоретики и практики демонстрируют, как это можно и нужно делать. Большинство из них придерживаются того мнения, что широко практикуемое обучение изолированным умениям в условиях особых “компьютерных классов” чаще всего не достигает своей цели. В качестве альтернативы такому методу обучения работе на компьютере они предлагают путь интеграции чисто технических моментов и содержательных задач различного рода. Руководящим принципом тут выступает положение о том, что конечным результатом обучения должно стать не понимание того, как функционирует компьютер, а способность использовать его в качестве инструмента решения разнообразных задач, коммуникации, организации деятельности, в частности – исследовательской. А это, в свою очередь, влечет за собой существенное изменение общей методики преподавания и конкретных акцентов. Переход от обучения отдельным навыкам работы на компьютере к интегрированному способу выработки информационной компетентности предполагает специальные усилия в этом направлении. Они показали, что для формирования последних необходимо выполнение двух существенных условий: во-первых, эти навыки должны быть непосредственно связаны с конкретной предметной областью и с используемыми учебными заданиями; во-вторых, сами навыки должны быть внутренне интегрированы между собой в рамках общей модели переработки информации. Выработка компьютерной компетентности не должна сводиться к простому перечню тех знаний и умений, которыми учащиеся должны овладеть (знание устройства компьютера, навыки работы с текстовым редактором, умение искать и находить нужную информацию в Интернете). Безусловно подобные знания и умения очень важны, традиционный путь обучения им в изолированном виде не обеспечивает успешного переноса навыков из одной ситуации в другую. Ученики овладевают отдельными приемами работы на компьютере, но у них не возникает понимания того, как эти приемы должны сочетаться между собой для решения разнообразных практических задач. Учащийся должен хорошо представлять себе конечную цель, понимать, как с помощью компьютера можно решить различные возникающие при этом задачи, и уметь реально использовать различные технические приспособления и возможности. Каждый отдельный навык работы на компьютере, интегрированный в процесс решения практических задач, приобретает для человека совершенно иной личностный смысл. Только в этом случае правомерно говорить о подлинной компьютерной грамотности, поскольку только тогда возникает понимание того, как современные технические средства могут превратиться в инструмент получения новых знаний. Таким образом, можно сказать, что понятие «компьютерная грамотность» сводиться к овладению навыками работы с компьютерными технологиями (текстовый редактор, электронные таблицы и т.д.) и средствами коммуникации. Однако, можно ли сказать, что каждый человек, который играет в компьютерные игры, а также пользуется электронной почтой или Интернетом, по-настоящему владеет компьютером? Достаточно ли тех знаний и умений, которые современные молодые люди получают в школе, для решения задач, с которыми они столкнутся в реальной жизни? Исчерпывают ли элементарные навыки работы с текстовым редактором те требования, которые выдвигают современное производство или обучение в высшем учебном заведении? На все эти вопросы нужно ответить отрицательно. Бурмакина В.Ф. и Фалина И.Н. дают определение понятия «информационно - коммуникационная технологическая грамотность» как использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе. Причем грамотность понимается, как умение учиться и развиваться всю жизнь, то есть ИКТ–грамотность предоставит индивидууму средства для успешной жизни и работы в экономически развитом или развивающемся обществе. На основе определения ИКТ–грамотности данные авторы переходят к понятию информационно – коммуникационной технологической компетентности (ИКТ–компетентности). Компетентность – понятие очень общее. В нем не отражены конкретные познавательно-практические качества, которые должны быть сформированы в процессе обучения. Это связано с тем, что в разных областях профессиональной деятельности компетентность будет раскрываться с помощью различных познавательно-практических понятий. Поэтому в разных предметных областях вырабатываются свои определения компетентности, например, языковая компетентность. Под ИКТ– компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ–грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности. При этом акцент делается на формирование симбиоза познавательных, этических и технических навыков. В качестве основы ИКТ - компетентности выступает комплекс умений. Первым шагом на пути превращения наших детей в компетентных пользователей современными информационно - коммуникационными технологиями является описание комплекса базовых познавательных умений, которыми им предстоит овладеть. Бурмакина В.Ф. и Фалина И.Н. определяют модель информационно-коммуникационной технологической компетентности, состоящей из семи познавательных действий, которые в свою очередь состоят из определенных умений, представленный на схеме 1.

Интегрирование информации

Схема 1. Модель информационно-коммуникационной технологической компетентности

Таким образом, формирование ИКТ - компетентности представляет собой процесс перехода к такому состоянию, когда ученик становится способным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных, социальных или глобальных проблем. Выработка подлинной ИКТ - компетентности, прежде всего, предполагает формирование универсальных навыков мышления и решения. К ним относятся умения наблюдать и делать логические выводы, использовать различные знаковые системы и абстрактные модели, анализировать ситуацию с разных точек зрения, понимать общий контекст и скрытый смысл высказываний, неуклонно самостоятельно работать над повышением своей компетентности в этой сфере. ИКТ - компетентность школьника – это комплекс сформированных качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность к изменениям, эффективность в будущей профессиональной деятельности в условиях информатизации современного общества при овладении информационными и коммуникационными компетенциями.

Библиографический список

1. Абакумова Н.Н.Диагностика информационных компетентностей на разных уровнях образования.ТГУ, Томск, 2007 г.

2.Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина И.Н. Большая семерка (Б7). Информационно –коммуникационно -технологическая компетентность. Методическое руководство для подготовки к тестированию учителей.М.2007 г.

3. Вербицкий А.А . Компетентностный подход и теория контекстного обучения. Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе:проблемы, задачи, перспективы». - М., 2004.

4. Гендина Н.И . Информационная культура личности в контексте формирования общества знаний (htttp://www.eilc2005.c-bit.ru/reg.php?action=get-doctxt&id=44).

5.Кизик О.А. Становление информационной компетентности учащихся в образовательном процессе профессионального лицея: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Петрозаводск, 2004 159 c. РГБ ОД, 61:05-13/334

6.Киселева Т.Г.Диагностика и формирование информационной компетентности средствами учебного предмета. Всероссийская интернет-конференция «Современный учитель и Новая школа» - М., 2009.


XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.

Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование информационной компетентности учащихся средствами ИКТ

Текст выступления

Сопровождение выступления








Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ .

XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.

Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников, и, в первую очередь, использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске или на флеш-карте.

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а, не в коем случае, не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках..
Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:
использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.);
введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников;
проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями).

Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
обеспечить положительную мотивацию обучения;
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
усовершенствовать контроль знаний;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Итак, мы видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; и не только дети, но и их родители тоже; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

В заключении хочу сделать такой вывод: Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока.

Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ .


Современный этап развития образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Информационные технологии находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Губарь О. М.

МАОУ «СОШ№11»

В русле модернизации современной школьной системы актуальным является вопрос реализации компетентностного подхода в образовании.

Информационная компетенция является одной из ключевых компетенций и включает в себя множество составляющих ее знаний, умений, навыков деятельности по отношению к информации, в том числе и владение современными средствами информации (компьютер, интерактивная доска, принтер, модем и т.д.) и информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, Интернет).

Современный этап развития образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Информационные технологии находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях.

В информационном обществе XXI века, главной ценностью становится самостоятельное приобретение нового знания, полученного благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличия базовых умений и компетенций грамотно с ней работать.

В современном мире всё более отчётливо проявляется прямая зависимость между информационными компетенциями человека и качеством его жизни. В силу этого возникает объективная необходимость внести существенные изменения и в образовательный процесс средней школы с целью интенсификации развития информационных компетенций учащихся. Необходимость изменений продиктована в частности тем, что в настоящее время Интернет становится важным фактором информационного взаимодействия, той реальностью, игнорировать которую уже не представляется возможным. Данная причина, а также быстрое совершенствование информационных технологий, доказывает возрастающую роль информационных компетенций человека в современном обществе.

Информационные компетенции представителя современного общества должны не только обеспечить успешную социализацию личности, но и гарантировать овладение эффективными методами и средствами сбора, накопления, передачи, и переработки информации в течение всей социально активной жизни человека.

Современная концепция модернизация российской системы образования в связи с изменившимися социально-экономическими условиями страны связана, в первую очередь, с разработкой проблемы информатизации, причём заложенные принципы и подходы ориентированы на такой уровень информатизации образования, на котором должна активно решаться и задача развития информационных компетенций участников образовательного процесса. Однако в настоящее время мы можем наблюдать ситуацию, когда выпускник, даже имеющий аттестат с отличием при поступлении в вуз не может применить свои знания и умения в конкретной практической ситуации. Такое противоречие возникает из-за того, что, как правило, в реальном учебно-воспитательном процессе эти цели ставятся, но не достигаются.

Таким образом, возникает противоречие между потребностями в обширных знаниях, умениях школьника и низким уровнем развития необходимых информационных компетенций.

Современное развитие общества диктует новые подходы к оцениванию качества школьного образования. Согласно «Концепции модернизации российского образования» оценка результата образования ориентирована на сформированность не только знаний, но и умений применять их на практике, ориентироваться в нестандартных ситуациях, развитии «компетенций», «компетентности» обучающихся.

В основу формирования компетентной личности ложится такой результат образования, который выражается в овладении учащимся определенным набором способов деятельности.

Ученик, овладевая каким-либо способом деятельности, получает опыт интеграции различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей и т.д.), и постановки (или присвоения) цели. Так происходит осознание процесса управления своей деятельностью – «компетенции».

Основополагающими теоретическими источниками, в которых всесторонне исследована проблема формирования информационных компетенций занимались Н.И.Гендина, М.В.Рыжаков, В.Н.Борздун и др.

Сегодня существует много различных мнений по вопросу классификации и выделения важнейших компетенций. Информационная компетентность не зависимо от авторов и способов классификации всегда выдвигается как одна из наиболее важных гипотез.

Понимая важность поставленной проблемы, мною была разработана и апробирована модель формирования информационной компетенции. Развитие умений и навыков работы с информацией должно проходит через следующий порядок формирования информационной компетенции: последовательно раскрывая, включаю в понимание и активное использование детьми информационных ресурсов.

Развитие умения осознанно воспринимать информацию в электронном варианте и использовать её в учебных целях (в первое время учащиеся могут отвлекаться на различные новые для них компьютерные эффекты: анимация, возможности оперирования с информацией на экране, даже тень от проектора на экране вызывает бурные эмоции);

  1. использование электронных словарей, справочников, энциклопедий для поиска учебной информации
  2. развитие навыков работы с обучающими программами для расширения предметных знаний;
  3. сбор и систематизация длительное время (четверть, учебное полугодие или другой отрезок времени) тематической информации
  4. умение представить информацию
  5. создание презентаций PowerPoint

Использование доступных компьютерных ресурсов для извлечения информации.

В своей работе я применяю алгоритмы решения задач, информационные карты, а так же различные виды информационных моделей: иерархическая модель, сетевая модель, семантическая модель.

Работа с данными моделями и картами позволяет учащимся увидеть взаимосвязь понятий по изучаемой теме и способствует осознанному восприятию информации.

Одним из педагогических условий для развития информационных компетенций учащихся является организация самостоятельной исследовательской деятельности. В основе исследовательской деятельности человека лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности. Эта потребность является неотъемлемой составляющей личности.

Новые принципы компетентностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности требуют новых методов обучения.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов, который лежит в основе концепции компетентностно-ориентированного образования.

В процессе выполнения учебных проектов у школьника формируются следующие информационные компетенции:

1. Компетенции в сфере первоначального информационного поиска (выделении ключевых слов для информационного поиска; самостоятельное нахождение информации в Интернет).

2. Технологические компетенции (составление плана работы, подбор литературы по теме, перевод информации из одной формы представления в другую и т.п.).

3. Предметно-аналитические компетенции (выделение главного, анализ, систематизация информации, формулировка выводов на основе ее обобщения).

4. Операционно - деятельностные компетенции (разработка и использование различных средств наглядности при защите творческих проектов, оформление информационного продукта в виде компьютерной презентации).

5. Коммуникативные компетенции (представление собственного информационного продукта).



© 2024
maccase.ru - Android. Бренды. Железо. Новости