26.11.2023

Сейчас век информационных технологий. Информационные технологии в обществе XXI века. Телекоммуникации и Интернет в Индии и Японии


“Каждые восемнадцать месяцев количество информации будет удваиваться”
Закон Гордоа Мура.

Глобальная компьютерная сеть Интернет начиналась как оборонный проект, который финансировался Министерством обороны США. Для проведения научных исследований было создано несколько вычислительных центров, которые были оснащены суперкомпьютерами. В начале 80-х годов ХХ столетия уже появилось несколько таких центров и сетей, а в последствии они уже были присоединены к Интернет. Что сделало возможным обмен информацией среди нескольких национальных исследовательских центров.

Таким образом в США и появилась сеть Интернет . Одновременно были созданы национальные сети в других странах. Компьютерные сети разных стран начали объединяться, и в 90-х годах появился Интернет в его сегодняшнем виде.

И также с 90-х годов Интернет начали широко использовать в коммерческих целях. Сегодня Интернет превратился в систему обмена данными, которая объединяет миллионы людей из всех развитых стран мира.

Интернет существенно повлиял и на экономику . Он дал возможность частным лицам работать, не выходя из дома, и изменил принципы делового общения .

Кроме того, появились новые отрасли промышленности, связанные с разработкой сетевых технологий, продуктов и услуг.

Как же нам успеть сориентироваться в столь быстро развивающихся условиях жизни и экономики?

С развитием информационных технологий и вычислительной техники, необходимо постоянно совершенствоваться в своей специализации. На первый план выходятзнания и навыки , а стаж работы уже не имеет особого значения.

С нынешним стремительным ростом информации , по данным статистики, каждый человек должен раз в три года проходить профессиональную переподготовку, или учиться новой профессии. И эта цифра с каждым годом стремительно уменьшается.

“Владеющий информацией – владеет миром”
Уинстон Черчиль.

В информационном веке на первое место выходит информация. Она не знает границ, у нее нет понятия географической зависимости. И в наше время ценность имеет не умение производить продукт, а умение быстро и качественно передать информацию о нем.

Все чаше мы начинаем встречать такие термины, как: «электронное государство», «электронное правительство», «цифровые товары», «инфо продукты», «социальные сети». Последние, в свою очередь, предназначены для доступа к глобальной социальной информации. Иными словами – информация стала не просто ценностью, она стала - товаром.

«Не за горами то время, когда вести дела, заниматься бизнесом, изучать мир и его культуры, присутствовать на грандиозном представлении, заводить друзей, «посещать» магазины и демонстрировать фотографии дальним родственникам можно будет, не вставая из-за стола или с кресла. Связь с сетью не прекратится даже в том случае, когда Вы уйдете из офиса или из школьного класса. Устройство, обеспечивающее эту связь, будет чем-то большим, чем карманный аппаратик, купленный Вами в ближайшем магазине. Оно станет пропуском к новому, опосредованному стилю жизни»…

Эти слова написал Билл Гейтс, в своей книге «Дорога в будущее », всего лишь в конце 90-х годов прошлого века.

Вот еще некоторые цитаты из этой книги:

«Глобальный информационный рынок объединит все способы обмена товарами, услугами и идеями. На практике это еще больше расширит возможности выбора многих вещей, включая то, как Вы зарабатываете себе на жизнь и куда вкладываете деньги, что покупаете и сколько за это платите, кто Ваши друзья и как Вы проводите свободное время, где и насколько безопасно живете Вы и Ваша семья. Рабочее место, да и само представление о том, что значит быть «образованным», трансформируются - скорее всего за пределы узнаваемости. Ваше самосознание, т.е. ощущение себя как личности, того, кто Вы и где Ваши корни, может измениться кардинальным образом. Короче говоря, почти все будет иначе. Едва ли это произойдет завтра…»

С момента написания этих слов прошло чуть больше 10 лет! Друзья, не замечаете ли Вы в этих словах какие-то сходства с сегодняшним днем?

«Все члены общества, в том числе дети, будут располагать такими объемами информации, которыми сегодня не владеет никто. Мне кажется, одно это во многих пробудит любопытство и фантазию. Степень образованности будет зависеть только от желания каждого ее повысить.

Бытуют опасения, что техника вытеснит учителей. На это я могу недвусмысленно заявить: НИЧЕГО ПОДОБНОГО. Информационная магистраль не заменит и не обесценит таланта преподавателей, творческих способностей администраторов, внимания родителей, да и усердия самих учащихся, наконец. Однако технология будет играть решающую роль в образовательном процессе.

Магистраль объединит труды лучших педагогов и авторов. Учителя будут опираться на эти материалы в своей работе, а студенты изучать их в интерактивном режиме. Со временем элитарное образование станет доступным даже тем, кому не выпало счастье обучаться в лучших учебных заведениях или родиться в состоятельной семье. Таким образом, каждый ребенок получит шанс максимально раскрыть свои природные дарования…»

А ведь с момента написания этих слов, повторюсь, прошло чуть больше 10 лет! Что же информационный век принесет нам дальше?..

То, что касается государственных образовательных программ, то уже можно заметить начало это процесса. Но вот то, что касается, бизнеса и новых возможностей для обретения финансового благополучия – то здесь уже новое время и новые условия пришли! Посмотрите на инфо-бизнес , на обучения через вебинары , на появление с каждым днем все новых и новых обучающих курсов, когда мы получаем новые специальности , не выходя из дома, иногда просто за пару недель! Да, процесс существенно изменился, но ценность преподавателя (тренера, коуча, спикера…) остается по-прежнему на вес золота! Не смотря на стремительный рост технологий, на первом месте остается Личность ! И, как и во все времена – люди идут к Лидерам ! Но, огромный плюс информационного века в том, что больше информации открыто для тех, кто ищет в своей жизни возможности , а такой человек уже Лидер!

«Мне кажется, наступают интересные времена. Никогда еще не было столько возможностей делать то, что раньше казалось просто невероятным. Сейчас лучшая пора, чтобы открывать новое дело, двигать вперед науки, не терять контакта с друзьями и родными. И хорошие, и плохие стороны технического прогресса очень важно обсуждать как можно шире, чтобы его направление определяло все общество, а не только специалисты…
С наилучшими пожеланиями, искренне Ваш, Гейтс Билл»

К Биллу Гейтсу можно относиться по-разному, но однозначно вызывает уважение тот факт, что речь идет о самом богатом человеке мира, который начинал с нуля . А сейчас это имя известно каждому, кто имеет хотя бы какое-нибудь отношение к компьютеру.

А ведь действительно, наступают интересные времена! А ведь действительно перед нами сейчас открыто столько возможностей, сколько не было еще не в одном периоде развития нашего общества !

И то, что касается бизнеса сегодня, то здесь необходимо сказать, что именно СЕГОДНЯ самое лучшее время для нас! Для нашего роста, обучения, для нашего становления и обретения финансовой независимости . В первую очередь, через Интернет-бизнес ,информационный бизнес , через развитие Личного Бренда с помощью Интернет. Потому что сейчас именно в Информационном бизнесе идет еще только Первая Волна. Я думаю, не нужно объяснять, что это означает для бизнеса!

Но, учитывая скорость развития информации и скорость развития бизнеса в XXI веке , нужно помнить, что успеет тот, кто действует ПРЯМО СЕЙЧАС !

Скачать книгу Билла Гейтса «Дорога в будущее» а также посмотреть Уникальное Видео-интервью Билла Гейтса - Фильм«История Успеха » Вы можете !

Приятного просмотра!

В последние десятилетия мир переживает переход от "индустриального общества" к "обществу информационному". Происходит смена способов производства, мировоззрения людей, межгосударственных отношений. Люди все чаще используют такие понятия как «информация», «информатизация», «информационные технологии», «информационные системы» и т.д.

Но всегда ли общество было «информационным»? Существует мнение, что мир пережил несколько информационных революций.

Первая информационная революция связана с изобретением и освоением человеческого языка, который, точнее устная речь, выделила человека из мира животных. Это позволило человеку хранить, передавать, совершенствовать, увеличивать приобретенную информацию.

Вторая информационная революция заключалась в изобретении письменности. Зафиксированное в письменных текстах знание было ограниченное, и, следовательно, мало доступно. Так было до изобретения книгопечатания.

Что в свою очередь обосновало третью информационную революцию. Здесь наиболее очевидна связь информации и технологии. Механизмом этой революции был печатный станок, который удешевил книгу и сделал информацию более доступной.

Четвертая революция, плавно переходящая в пятую, связана с созданием современных информационных технологий (телеграф, телефон, радио, телевидение). Но самым поразительным было создание современных компьютеров и средств телекоммуникаций.

Рождение новых технологий всегда носило революционный характер, но, с другой стороны, технологические революции не уничтожали классических традиций. Каждая предшествующая технология создавала определенную материальную и культурную базу, необходимую для появления последующей. Каждая смена поколений средств информационной техники и технологии требует переобучения и радикальной перестройки инженерного мышления специалистов, смены чрезвычайно дорогостоящего технологического оборудования и создания все более массовой вычислительной техники. Это установление постоянных эволюционных темпов носит весьма общий характер, тем более что передовая область техники и технологии определяет характерный ритм времени технического развития в целом.

Подлинная информационная революция связана, прежде всего, с созданием электронно-вычислительных машин в конце 40-х годов, и с этого же времени исчисляется эра развития информационной технологии. Развитие ЭВМ и информационных технологий стало символом научно-технического прогресса и значительно расширило горизонты интеллектуальных возможностей человека. За короткое время своего существования электронно-вычислительная техника сильно преобразилась: стала высокоэффективной, компактной, простой в обращении, относительно дешевой. Это позволило практически полностью изменить весь уклад жизни в постиндустриальной цивилизации Запада. В России этот процесс идет с определенным отставанием в силу исторических и социально-политических причин, но, тем не менее, набирает силу.

Таким образом, под информационной революцией целесообразно считать только современный этап развития человечества, связанный с появлением новых информационных систем, информационных технологий, т.к. по информационной насыщенности, по темпам распространения и глобальному охвату аналогов этому процессу в истории человечества нет.

В отличие от предыдущих технологических революций, основанных на материи и энергии, это фундаментальное изменение затрагивает наше понимание времени, пространства, расстояния и знания. В основе информационной революции лежит взрывное развитие информационных технологий, разнообразие и возможность применения которых лимитированы лишь изобретательностью самого человека.

Природа информационной революции пока до конца не исследована, однако ее смысл становится все более понятным. Наступает век экономической глобализации, и существуют самые разные мнения по поводу того, какое влияние этот процесс может оказать на развитие отдельных стран и человеческой цивилизации в целом.

В масштабах всей цивилизации развертывается процесс информатизации, который активно влияет на основы человеческого бытия, т.е. это не просто технический или технологический, но социальный или даже социо-культурный процесс. Электронное моделирование становится неотъемлемой частью интеллектуальной деятельности человечества. Сопоставление «электронного мозга» с человеческим привело к идее создания нейрокомпьютеров - ЭВМ, которые могут обучаться. Нейрокомпьютер поступает так же, как человек, т.е. многократно просматривает информацию, делает множество ошибок, учится на них, исправляет их и, наконец, успешно справляется с задачей. Нейрокомпьютеры применяются для распознавания образов, восприятия человеческой речи, рукописного текста и т.д. Каждый успешный шаг на этом пути помогает людям понять механизм процессов, лежащих в основе нашей психики и интеллекта. Этот путь и может привести от микротехнологий к нанотехнологии и наносистемам, что пока относится к области научной фантастики.

Информационная технология обладает интегрирующим свойством по отношению как к научному знанию в целом, так и ко всем остальным технологиям. Она является важнейшим средством реализации, так называемого формального синтеза знаний. В информационных системах на компьютерной базе происходит своеобразный формальный синтез разнородных знаний. Память компьютера в таких системах представляет собой как бы энциклопедию, вобравшую в себя знания из различных областей. Эти знания здесь хранятся и обмениваются в силу их формализованности.

Наметившееся расширение возможностей программирования качественно отличных знаний позволяет ожидать в ближайшей перспективе существенную рационализацию и автоматизацию научной деятельности. Вместе с тем внедрение науки в качестве фундаментальной основы в современные технологии требуют такого объема и качества расчетно-вычислительной деятельности, которая не может быть осуществлена никакими традиционными средствами, кроме средств, предлагаемых современными компьютерам. Особая роль отводится всему комплексу информационной технологии и техники в структурной перестройке экономики в сторону наукоемкости. Объясняется это двумя причинами.

Во-первых, все входящие в этот комплекс отрасли сами по себе наукоемки (фактор научно-теоретического знания приобретает все более решающее значение). Во-вторых, информационная технология является своего рода преобразователем всех других отраслей хозяйства, как производственных, так и непроизводственных, основным средством их автоматизации, качественного изменения продукции и, как следствие, перевода частично или полностью в категорию наукоемких. Связан с этим и трудосберегающий характер информационной технологии, реализующийся, в частности, в управлении многих видов работ и технологических операций. Информационная технология сама создает средства для своей эволюции. Формирование саморазвивающейся системы - важнейший итог, достигнутый в сфере информационной технологии.

Технология - это средство создания искусственного мира. Следовательно, она оказывает определенное экологическое давление на естественную среду. Опасным это давление становится тогда, когда его интенсивность превышает регенеративный потенциал природы. Главная опасность технологического давления на естественную среду - сужение многообразия форм жизни, что в эволюционной перспективе снижает выживаемость биосферы в целом. Корни этой проблемы носят информационно-генетический характер, и ее решение должно быть достигнуто на основе слияния информационной и генетической ветвей технологии. Один из путей решения данной проблемы это формирование информационной инфраструктуры техносферы, которая позволит повысить эффективность технологических производств и их развития почти до теоретических пределов и снизить степень эволюционного риска технологии. Можно сказать, что в целом информатизация общества повышает степень биосферосовместимости.

Таким образом, важнейшее значение информационной технологии состоит в том, что она открывает пути научно-технического прогресса без дальнейшей массово-энергетической экспансии, что должно способствовать поддержанию экологического равновесия биосферы. Для определения перспективы человечества необходимо разработать общую концептуальную платформу анализа мирового развития. Основу данной концепции может составить учение В.И. Вернадского о ноосфере. Разработка теории ноосферы требует изучения современных процессов, происходящих в природе и обществе в их единстве. Ноосфера представляется здесь в качестве естественного этапа развития биосферы, важнейшим элементом которой является человек с его интеллектом, вооруженный новейшими технологиями, среди которых фундаментальное значение приобретает информационная технология.

Осознавая все преимущества информационного общества, нельзя, однако, не признать, что информационная революция несет с собой не только новые решения и возможности, но и новые проблемы. "Высокоскоростная глобальная экономика" напоминает всемирные гонки, в которых в качестве приза выступает конкурентное преимущество, а финишная лента постоянно отодвигается. Главная опасность заключается в том, что усиливающаяся глобализация производства и мобильность всемирных корпораций может неблагоприятным образом повлиять на политику охраны окружающей среды, а также права на труд и социальную защиту, - причем во всемирном масштабе. Реальным сигналом тревоги является беспрецедентное сокращение рабочих мест в компаниях, связанных с информационными технологиями, в экономически наиболее развитых странах

Кроме того, информационные технологии пока никак не повлияли на решение проблемы равенства граждан, регионов и стран. Даже выйдя на социальную арену, они не проникли дальше индивидуального уровня, т.е. пока речь идет скорее о распространении персональных компьютеров, нежели об организации доступа к информационным ресурсам и услугам для сообществ. До сего дня информационные технологии служили лишь укреплению благосостояния и власти, а основные социальные изменения, которые они принесли с собой, произошли пока только на рабочих местах и во взаимоотношениях между компаниями.

В условиях интенсивного использования глобальных сетей возникают новые формы культурной агрессии со стороны наиболее развитых стран в отношении менее развитых, появляется опасность утраты целыми сообществами своей культурной и национальной самобытности, включая самобытность языковую, происходит навязывание человечеству потребительских предпочтений и вкусов в интересах узкой группы транснациональных компаний-производителей и пр. Эффективные методы противодействия этим и другим опасностям информационного века, как и в случае защиты национальных производителей, лежат не в области отгораживания себя от глобального информационного пространства, а в сфере развития собственного полноценного участия в формировании этого пространства.

Все большее распространение "экранной" культуры, неизбежность столкновения с виртуальной реальностью, в которой трудно различимы иллюзия и действительность, создают некоторые психологические (и даже психические) проблемы. По мере нарастания объема информации людям становится труднее ориентироваться в ее содержании, ограждать себя от ее избытка.

В условиях существования открытых, легко доступных и легко наполняемых информационных сетей возникает проблема ограничения информации, считающейся социально и экономически опасной; проблема электронного распространения персональных данных, проблема информационного элитаризма, когда лишь часть населения получает доступ к новым технологиям и информационным ресурсам и в состоянии реализовать это преимущество; проблема соблюдения авторских прав и прав производителей электронной информации.

Главная отличительная особенность современного кризиса цивилизации заключается в том, что его глубинные корни находятся не в экономической, социальной или же политической сферах, а в гуманитарной сфере. Суть проблемы состоит в том, что сознание современного общества не адекватно отражает существующую реальность и, самое главное, не соответствует необходимой ориентации вектора дальнейшего развития цивилизации в направлении сохранения биосферы и перехода на модель устойчивого развития.

Поэтому именно эта проблема и является, сегодня наиболее актуальной и именно она должна получить наивысший приоритет в системе образования и воспитания людей нового поколения, а также в государственной научно-технической политике, в сфере культуры и, в особенности, в средствах массовой информации.

Глобальная информатизация общества, стремительное развитие региональных и глобальных систем телевидения, радиовещания и компьютерных информационно-телекоммуникационных сетей, а также новых высокоэффективных средств информатики и информационных технологий создают для решения этой стратегически важной проблемы совершенно новые возможности.

Уже сегодня эти возможности таковы, что можно вполне обоснованно говорить о начале принципиально новой эры в развитии человеческого общества - эры управляемой ментальной эволюции. Так, например, уже существующие сегодня новые информационные технологии позволяют целенаправленно формировать индивидуальное и коллективное сознание многих миллионов людей. К сожалению, они сегодня активно используются лишь в целях рекламы различных товаров и услуг, в политической борьбе отдельных лидеров и группировок, а также в сфере информационного противоборства и информационной войны между различными странами и транснациональными компаниями.

М.А.Трубина

(Санкт-Петербург, Россия)

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА: ВЗГЛЯД В ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

«Знания-сила!» Ф. Бэкон

XXI век называют «веком глобального информационного общества», «обществом знаний», это уникальный период, когда наша цивилизация выходит на новый виток развития общества, основой которого являются, прежде всего, грамотно организованные сложные процессы информатизации и трансформации, затрагивающие все сферы социума и личности. Успешное протекание этих сложнейших процессов требует качественного образования и обширных знаний людей, а также воспитания информационной и коммуникативной культуры личности.

Однако, как глобальное социальное явление,

информатизация, кроме своей позитивной роли, может быть угрозой для информационной безопасности общества,

государства и личности. «Информационное цунами»

особенно в сети Интернет, диктует необходимость поиска новых методов и технологий образования. Переизбыток информации вызывает информационный стресс, что сказывается на ухудшении психоэмоционального состояния человека. Сейчас в странах мира отмечается рост числа психических заболеваний, связанных с развитием теле - и Интернет - зависимостей (маний), особенно среди молодежи. Информационные войны и атаки на каналах масс-медиа являются угрозой безопасности личности в обществе.

По определению проф. К.К. Колина «Общество должно быть подготовлено к вызовам ХХ1 - го века, в том числе

информационному и динамическому»1. Первый связан с

необходимостью перехода к новой среде обитания и требует усиления информационной ориентации системы образования, развития информационной культуры общества, решением проблем информационного неравенства. Динамический вызов связан с отставанием общественного сознания от динамики развития глобальных проблем и требует усиления фундаментализации образования, изменения содержания и методологии учебного процесса, а также развития инженернотехнического и системного мышления.

Актуальность

Важнейшим показателем изменения образа жизни является внедрение новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и информационных компьютерных технологий (ИТ) во всех областях социальной жизни и деятельности, рост уровня производства и потребления обществом информационных продуктов и услуг2.

Очевидно, что одним из факторов, способным в определенной степени ослабить это мощное воздействие на образ жизни и психику современного человека, является уровень информационной подготовленности к изменениям, развитие информационной культуры общества. Это определяет необходимость решения сложной задачи - создание социальнопсихологической модели поведения члена информационного общества, создание методов, которые обеспечат адаптацию и комфортное существование человека в условиях информационного общества, уменьшат противоречия между поколениями, которые сейчас резко усугубляются.

Нарастающий процесс информатизации общества требует инновационных подходов и методов для создания теории и методологии самого этого информационного процесса на основе

1 Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: Социальная информатика: Учебное пособие для вузов - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 350 с.

2 Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г. [Электронный ресурс] режим доступа http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf (дата обращения 15.03.2011)

системного научного анализа, и разработки нового понятийного аппарата и методов управления. Решением этих вопросов занимается быстро развивающееся новое научное направление, которое получило название социальная информатика - наука. изучающая комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме.

Один из основоположников социальной информатики в России академик А.Д. Урсул рассматривает социальную информатику (СИ) как научную базу формирования информационного общества. В 1996 г. новое научное направление «СИ» было рекомендовано Международным конгрессом ЮНЕСКО «Образование и информатика» (Москва, 1996 г.) в качестве одного из разделов общеобразовательной дисциплины «Фундаментальные основы информатики» для перспективной системы опережающего образования1. Это направление, являясь междисциплинарным, ныне успешно развивается, опираясь на достижения таких наук, как социология, информатика, психология, философия и др., что представляет сложную задачу интеграции областей знаний для решения комплекса проблем (социальных, экономических, политических, методологических и др.), связанных с прохождением информационных процессов в социуме. Большой вклад в развитие теории «СИ» внесли известные российские ученые: Колин К.К., Ракитов А.И., Соколова И.В.2, Юсупов Р.М., Заболоцкий В.П. и др. Однако, проблемы «информационного голода», отсутствие единых методологических подходов и стандартов для этой дисциплины, создают трудности для широкого внедрения «СИ» в учебный процесс.

Широкомасштабная информатизация российского общества требует инновационных подходов и методов подготовки специалистов ВУЗов в различных сферах жизнедеятельности общества. Например, задачи информатизации Гидрометслужбы (Стратегия 2030) требуют

1 Официальный сайт ЮНЕСКО [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.unesco.ru/ (дата обращения 02.03.2011)

2 Соколова И.В. Социальная информатика: Учебное пособие- изд. 2-е, перераб. И дополн. - М: Издательство ПЕРСПЕКТИВА; Издательство РГСУ, 2008. - 274 с.

подготовки не только профессиональных гидрометеорологов, но и грамотных специалистов со знанием информационных технологий для предоставления достоверной

гидрометеорологической информации, в т. ч. прогнозов погоды в различные организации и для СМИ. Одной из приоритетных задач РГГМУ, единственного гидрометеорологического университета России, является подготовка РЯ-специалистов для профессионального освещения проблем изменения климата, экстремальных явлений погоды, специализированных прогнозов погоды и экологических проблем.

Программа подготовки РЯ-специалистов включает достаточное количество предметов, позволяющих сформировать у студентов необходимые профессиональные навыки и знания на основе методов медиаобразования. Одним из таких предметов является курс «социальная информатика». Цель курса заключается в формировании у студентов системного представления об информационном характере развития современного общества и возникающих при этом информационных, психологических и социальных проблемах и практических методах их решения; в освещении комплекса проблем, связанных с влиянием информационных процессов на изменение социальных структур общества.

Данный курс ориентирован на подготовку специалистов групп «Связи с общественностью в сфере окружающей среды» и построен таким образом, чтобы сформировать базовые естественнонаучные понятия, необходимые для осознания проблем, связанных с процессом информатизации.

Специфика курса заключается в формировании у студентов системного представления об информационном характере развития современного общества и возникающих при этом информационных, психологических и социальных проблемах и практических методах их решения; в освещении комплекса проблем, связанных с влиянием информационных процессов на изменение социальных структур общества. Особенность подготовки студентов заключается в оптимальном сочетании знаний, как в области гидрометеорологии, так и связей с общественностью.

Методы обучения

В условиях формирования информационного пространства для современного человека актуально научиться адекватно понимать смысл и значения аудио - и визуальной информации, т.е. стать медиа-компетентным. В курсе «СИ» успешно сочетаются как методы медиаобразования, так и мультимедийные технологии (ММТ). Это технологии четвертого поколения, основанные на интерактивном аудио/видео, обеспечивающие инфраструктуру для образовательной среды обучения студентов. Реализация лекционного и практического материала проводится с помощью средств медиаобразования.

Структура курса представлена базовой программой, достаточно полно охватывающей предметную область социальной информатики и использующей последние достижения науки и новейшие технологии. Основой создания данного курса является экспериментальная программа «Социальная информатика.

Базовая модульная программа учебного курса», предложенная проф. К.К. Колиным, сотрудником Института проблем информатики РАН. Одна из ключевых идей автора состоит в том, что при научном рассмотрении проблемы «информатика-общество» приоритет следует отдавать интересам развития общества, и, тем самым, избегать технократического подхода в изучении и развитии информационных систем и технологий.

Данный курс «СИ» включен в учебный план обучения специальности «связи с общественностью» (4 курс обучения). Требования к уровню освоения содержания курса: студентам необходимо иметь базовые знания по истории, философии, политологии, социальной экологии, информатике, психологии, концепции современного естествознания, теории коммуникации и массовой информации, по английскому языку и другим дисциплинам.

В целом курс «СИ» построен таким образом, чтобы сформировать у студентов базовые естественнонаучные понятия, необходимые для осознания и решения проблем, связанных с процессом информатизации и развития глобального информационного общества.

Авторская программа содержит 7 проблемных модулей, обширную библиографию, включая информационные источники сети Интернет и на СБ-дисках, темы рефератов, эссе и курсовых работ, контрольные вопросы и задания для контроля знаний студентов1. Для повышения эффективности занятий со студентами применяются следующие формы коммуникативной деятельности обучения основе внедрения принципов активного обучения:

■ дистанционные методы обучения (вебкасты, подкасты, скринкасты, вебролики, вебинары, цифровое ТВ, социальные сети и т. п.);

■ семинарские и практические занятия;

■ видеотренинг - обучающие программы (тренажеры);

■ экскурсии, просмотр видеофильмов, посещение выставок, экспозиций,

■ проведение «круглых столов», «мастер-классов», пресс-конференций, дискуссий и др.

Занятия со студентами проводятся в специально оборудованных аудиториях, включающих: средства

вычислительной техники (компьютерная техника, выход в сеть Интернет), видео- и мультимедиа системы, цифровую камеру. При проведении практических занятий применяются такие методы активного обучения (АМО) как «Работа в

сотрудничестве» и «Дискуссии в малых группах», которые позволяют обмениваться опытом и делиться своими взглядами и идеями с целью разрешения определенной проблемы.

В процессе обсуждения проблемы при проведении тематических обсуждений студенты организуют «мозговой штурм» - один из простых и быстрых способов генерирования идей. Во время мозгового штурма участники свободно обмениваются идеями по мере их возникновения, неофициальная обстановка создает атмосферу свободного обмена мнениями и благоприятные условия формирования коммуникативных качеств личности, а также информационной

1 Трубина М. А. Программа дисциплины «Социальная информатика» для высших учебных заведений. Специальность: 350400 - Связи с общественностью в сфере окружающей среды. - СПб.: Изд. РГГМУ, 2006. - 17 с.

культуры. Этот вид учебной работы формирует корпоративную культуру группы, основанную на организационных и деятельностных технологиях АМО.

Разработка курса основана на применении современных педагогических, информационно-коммуникационных и

компьютерных технологий, включая мультимедийные системы и возможности сети ИНТЕРНЕТ, что способствует формированию информационной культуры и улучшению качества образования студентов университета на основе компетентностного подхода. Модульная структура курса использует реализацию идей и принципов опережающего образования

Особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, обучению проектной деятельности работая в творческой мастерской. Отчетные работы студенты готовят в виде медиапроектов (групповые, индивидуальные и коллективные формы), овладевая приемами системного анализа и критического мышления. Защита проектов сопровождается эмоциональным обсуждением, многие разработки отличаются оригинальностью и глубиной разработки темы и подачи материала.

Для практических работ используются информационные ресурсы: библиотечные, базы знаний и базы данных,

специализированные источники информации на СБ-дисках, мультимедиа и т. д.

Для контроля качества образования студентов в начале и в конце курса проводится обязательное тестирование студентов как метод контроля усвоения знаний, проводится опрос в начале и в конце курса, что позволяет проанализировать как знания студентов, узнать их мнения, так и проверить эффективность работы преподавателя.

Ожидаемые результаты

1. Получение знаний, навыков и умений, освоение ИКТ и ИТ, формирование информационной культуры позволит улучшить качество образования студентов и повышение их компетенции.

2. Переход от получения информации к формированию знаний, повышение уровня медиакомпетентности и эрудиции, а

также развитие творческой и социальной активности и воспитание информационной культуры личности.

3. Умение формулировать проблему, работать с

информационными ресурсами, структурировать информацию, осознавать полученные результаты и находить способы решения информационных проблем - все это направлено на

формирование научного мировоззрения студентов данной специальности и повышения их интеллектуального потенциала.

Список литературы

1. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: Социальная информатика: Учебное пособие для вузов -М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 350 с.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г. [Электронный ресурс] http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf

3. Официальный сайт ЮНЕСКО [Электронный ресурс] http://www.unesco.ru/

4. Соколова И.В. Социальная информатика: Учебное пособие- изд. 2-е, перераб. И дополн. - М: Издательство ПЕРСПЕКТИВА; Издательство РГСУ, 2008. - 274 с.

5. Трубина М.А. Программа дисциплины «Социальная информатика» для высших учебных заведений. Специальность: 350400 - Связи с общественностью в сфере окружающей среды. - СПб.: Изд. РГГМУ, 2006. - 17 с.

Когда Ваша репутация работает на Вашу прибыль

Комьюнити-менеджмент

Создание Tone of Voice. Оперативная обработка как негативных, так и позитивных комментариев от лица бренда. Управление коммуникациями по заданным сценариям. Трансляция проблемных моментов заказчику.

Агенты влияния

Создание и внедрение «виртуалов» на форумах и в социальных сетях. Имеется база прокаченных и живых аккаунтов более чем на 300 площадках.

Работа с отзывами

Написание, согласование и размещение отзывов о бренде на топовых площадках и сайтах-отзовиках. Обработка и перекрытие негативных комментариев позитивными. В результате из поисковой выдачи постепенно вытесняется негатив.

Мониторинг соц.медиа

Работа с системами Youscan, IQbuzz, Brand Analytics. Контроль упоминаний бренда. Определение ключевых инсайтов, оперативное реагирование на негатив. Незаменимый инструмент для контроля обратной связи от клиентов.

Аналитика и исследования

Анализ информационного поля, исследование категории продукта и основных конкурентов бренда. Этот инструмент закрывает задачи от контроля репутации и реалтайм-маркетинга до глубинных исследований.

SERM

Подробный анализ поисковых результатов по отобранным ключевикам. Сбор упоминаний о клиенте в соц.сетях, на форумах и новостных сайтах. Разработка стратегии работы с негативной информацией. Клиент получает полностью контролируемую выдачу в ТОП10.

учитель информатики и ИКТ

МБОУ Первомайская средняя общеобразовательная

Эссе «Век информационных технологий»

Учитель остается учителем до тех пор, пока учится сам и тому совершенству, которое необходимо другим

На сегодняшний день в России и во всем мире в целом, происходит процесс информатизации общества, т. е. человечество переходит на абсолютно новый качественный уровень своего развития. Это обуславливается развитием науки и техники, информационных технологий. Учитель Новой Школы должен понимать, что сегодня в мире происходит изменение ценностных ориентаций современного общества, его целеполаганий, норм, мировоззрения, именно под воздействием «высоких технологий». Учителю постоянно приходится изменяться, перестраивать свою работу.

В сегодняшнем современном информационном обществе человек уже не мыслит себя без компьютера и сопутствующих информационных технологий. Компьютер стал неотъемлемой частью во всех сферах человеческой жизни и в медицине, и в науке, и в образовании и даже в искусстве.

В моем эссе речь пойдет о внедрении в образовательный процесс ИКТ, ЭОР, интерактивных досок и т. п. А это в свою очередь, обуславливает необходимость наличия всех информационных новшеств и, конечно же, компьютерной грамотности педагогов.

Проблема, которая на сегодняшний момент остро стоит в сельских школах России - это отсутствие или недостаточность оснащения компьютерным оборудованием для проведения качественных, современных уроков с использованием всех информационных технологий. Сегодня, когда мы говорим о Новой Школе мы, в первую очередь, подразумеваем доступность, наглядность, достоверность излагаемого материала на уроке. Именно с этой целью российских школах уже не первый год реализуется комплексный проект модернизации образования (КПМО). В ходе его реализации не одна из школ не осталась в стороне. Это конечно касается в первую очередь и оснащения информационными ресурсами и технологиями, компьютерным оборудованием и оргтехникой, доступом к сети Интернет. Школьники отдаленных сел края могут участвовать в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах, марафонах в режиме online. Естественно, что благодаря новому оборудованию, новым возможностям у детей усиливается не только мотивация к обучению, но и улучшается качество знаний по предметам и т. д. А это значит, что круг возможностей для учеников и учителей отдаленных уголков нашей Родины расширился, углубился. Участие педагогов во всевозможных дистанционных мастер-классах, конференциях, педсоветах позволяет учителю из сельской местности, лучше ориентироваться в нынешнем образовательном пространстве, поддерживать связь с коллегами на расстоянии, обмениваться опытом, решать совместные проблемы, получать консультации на интересующие их вопросы. Это все конечно замечательно, но перед многими встает еще одна, на первый взгляд непреодолимая преграда – отсутствие необходимых знаний в сфере информационных технологий.


Таким образом, появляется еще одна сопутствующая проблема - недостаточный уровень компьютерной грамотности учителей в сельской местности. Это в первую очередь обуславливается отсутствием необходимого оборудования для проведения уроков с использованием ИКТ. А по большей части учителя сетуют о переходе школ на операционную систему Linux. Мол, только что научились работать, привыкли к Windows, а теперь опять, все заново, по-другому. Но на самом деле в том, что школа перешла на Linux я как учитель информатики, не вижу никаких проблем, которые помешали бы работе с ЭОР, электронными документами и т. д. Интерфейс системы довольно прост, прикладные программы входят в пакет OpenOffice. org, который сегодня широко распространен, в том числе и на Windows, т. е. в принципе проблем нет. Есть только страх учителей, особенно старшего поколения к нововведениям, хотя пора бы уже и привыкнуть – школа XXI века должна меняется и будет меняться, в соответствие с требованиями современного информационного общества. Невозможно быть учителем молодого поколения (т. е. будущего страны), которое уже стало частью этого самого общества (сегодня каждый школьник, даже если это и малокомплектная школа, знает что такое смартфон, iPad и iPhone) и при этом бояться учиться самому. Ведь не случайно слово педагог переводится с древнегреческого, как «ведущий», «тот, кто ведет» ребенка, учитель=педагог, ведет ребенка к знанию, поэтому сам должен не только этим знанием обладать, но и стремиться овладевать чем-то новым, неизвестным для него. Решение этой проблемы, зависит от самих учителей, их компетентности и желании самосовершенствоваться в своей профессии. Выход из сложившейся ситуации каждый находит свой: кто-то посещает компьютерные курсы, кто-то ищет себе помощника-консультанта, а кто-то попросту «методом тыка». И в большинстве своем успешно справляются и с этой проблемой.

В моем эссе речь шла только об одном аспекте педагогической деятельности - информационном. А сколько их таких окружает нас ежедневно…Хотя и говорят, что ребенок это открытая книга, но с каждым годом ее почему-то все труднее становится читать, учитель должен искать способы, методы, как эту задачу решить…..

Надеюсь, что многие педагоги, прочитав мое сочинение, согласятся со мной, ведь мы должны не только передавать нашим детям то, чем обладаем сами, но и сами учиться для них, и у них.


© 2024
maccase.ru - Android. Бренды. Железо. Новости